Решение по делу № 2-3438/2014 ~ М-3143/2014 от 23.07.2014

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

11 сентября 2014 года г.Ачинск Красноярского края,

ул.Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

с участием истца Х. А.С.,

рассмотрев открытом судебном заседание гражданское дело по исковому заявлению Х. к администрации ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Х. А.С. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с 12 мая 2014 года он содержится в СИЗО-3 г. Ачинска. При выезде из СИЗО-3 для проведения следственных действий и возвращении в изолятор, он каждый раз подвергается личному досмотру, Его заставляют снимать с себя одежду, оставляя в обнаженном виде. При этом в комнате досмотра постоянно ведется видеонаблюдение, отсутствует ширма, за которую можно было бы заходить на время досмотра. Кроме того, сотрудники СИЗО-3 при досмотре его личных вещей, не пользовались специальными фартуками, предназначенных для этих целей. Считает, что указанными действиями ущемляются его конституционные права, поскольку видеозапись может быть выложена в социальные сети, либо иным способом использованы оператором. За причиненные ему нравственные и физические страдания, просит взыскать моральный вред в размере 100000,00 руб. (л.д.2).

Определением суда от 08 августа 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю (л.д.1).

Истец Х. А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представители ответчиков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю и Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела (л.д.45,46), в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке заочного производства.

В представленном письменном отзыве представитель ответчика Министерства финансов РФ по существу заявленных требований возражал, мотивировав свои возражения тем, что незаконность действий (бездействий), а не их противоправность является обязательным условием возникновения ответственности за причинение вреда. Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которыми определено, что личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производится с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ, продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию, которые представляют опасность для жизни, здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления. В соответствии с п. 26 Правил, личному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы. При этом, подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 83 УИК РФ и ч. 1 ст. 34 ФЗ-103 от 21 июня 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» возможно использовать аудио- и видеотехнику в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми. Таким образом, действия по производству полного личного обыска Х. А.С. не противоречат действующему законодательству (л.д.16-17).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Х. А.С. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно части первой ст. 15 указанного Федерального закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью первой ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Во исполнение ст. 16 названного Закона, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 года утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру (п. 23).

Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу (п. 24).

Личный обыск может быть полным и неполным. Полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию. В последнем случае обыск проводится по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего, при их отсутствии - дежурного помощника.

Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов.

Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться (п. 26).

Как следует из материалов дела, Х. А.С., 17 февраля 1991 года рождения, содержится в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 14 мая 2014 года по настоящее время (л.д.43).

В соответствии с п. 1.1 Устава, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, СИЗО является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функции исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.

Предметом и целями деятельности учреждения являются, в том числе: содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний; обеспечение прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; осуществление охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с законодательством РФ (л.д.17-41).

Из объяснений истца следует, что в период его содержания в СИЗО-3, он при выезде из СИЗО для проведения следственных действий и возвращении в изолятор неоднократно подвергался личному досмотру. В комнате досмотра постоянно велось видеонаблюдение, которое фиксировало его в обнаженном виде, видеозапись его досмотра может быть выложена в социальные сети, что является нарушением его конституционных прав.

Суд считает действия ФКУ СИЗО-3 по производству полного личного обыска Х. А.С. при выезде и поступлении в следственный изолятор не противоречит действующему законодательству.

Возможность использования аудио- и видеотехники в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми закреплена ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также пунктом 32 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, согласно которому, при проведении личного обыска или досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых могут применяться технические средства обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 19 октября 2010 года N 1393-О-О, право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (часть первая статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и часть первая статьи 82 УИК Российской Федерации), а потому закрепление указанного права оспариваемыми нормами преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, ФКУ СИЗО-3 в целях осуществления надзора было вправе проводить видеонаблюдение личного обыска истца.

Доводы Х. А.С. о том, что при досмотре его личных вещей сотрудники СИЗО-3 не пользовались специальными фартуками, предназначенных для этих целей, суд также считает несостоятельными. Обязанность применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы специальных фартуков при проведении досмотра личных вещей, законом и другими подзаконными актами не предусмотрена.

На основании изложенного, требования Х. А.С. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Х. к администрации ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда, отказать.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, либо решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Г.А. Киняшова

согласовано

2-3438/2014 ~ М-3143/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хохлов Алексея Сергеевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-3
Министерство финансов Красноярского края
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Киняшова Галина Александровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
23.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2014Передача материалов судье
24.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2014Подготовка дела (собеседование)
27.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2014Судебное заседание
16.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2014Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2014Дело оформлено
17.02.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее