10RS0011-01-2021-000791-77 Дело № 2-1620/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Величко С.А.,
при секретаре Новосёловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой С. Д. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты Республики Карелия о восстановлении срока для включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, постановке на учет и предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Миронова С.Д. обратилась в Петрозаводский городской суд РК с иском к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты Республики Карелия указывая на то, что в 2000 году истец осталась без попечения родителей, поскольку решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ родители истца были лишены родительских прав и в период с ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывалась в детском доме, где находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на время всего пребывания в детском учреждении. Данное жилое помещение принадлежит на праве долевой собственности родственникам истца, в квартире зарегистрировано шесть человек. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В Министерство образования РК администрацией Петрозаводского городского округа направлена информация о включении истца в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с невозможностью проживания истца в указанном жилом помещении. Письмом заместителя Главы администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано о включении в список лиц, имеющих право на обеспечение благоустроенным жильем, в связи с отсутствием своевременного такого обращения до достижения возраста 23 лет. С учетом изложенных обстоятельств Миронова С.Д. просит восстановить срок на включение в список лиц, нуждающихся в специализированном благоустроенном помещении, возложить на ответчиков обязанность о поставке её на учет и предоставить истцу специализированное жилое благоустроенное помещение по установленным нормам по договору найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Республики Карелия, Правительство Республики Карелия; в порядке ст. 47 ГПК РФ - Управление по вопросам семьи и детства комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа.
Истец Миронова С.Д. и ее представитель адвокат Чаблин А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно истец пояснила, что после выпуска из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ и заселения в закрепленное за ней жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по настоящее время в указанной квартире фактически было зарегистрировано и проживало на постоянной основе не менее 5 человек, включая злоупотреблявшую спиртными напитками мать истца, лишенную родительских прав, (до ее смерти в ДД.ММ.ГГГГ). Также истец обратила внимание на то, что, находясь в 22-летнем возрасте (до исполнения 23 лет), после возникновения у нее с ДД.ММ.ГГГГ права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с внесением Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ изменений в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 ею были предприняты действия, направленные на реализацию указанного права. Для этих целей она в ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию Петрозаводского городского округа посредством личного посещения профильного отдела, в ходе которого истец проинформировала осуществлявшего прием сотрудника ответчика о наличии обстоятельств, указывающих на невозможность проживания Мироновой С.Д. в ранее закрепленном жилом помещении. По результатам такого посещения осуществлявший прием специалист администрации разъяснил, что истец попадает под распределение жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ, истцу было указано на возможность обратиться для разрешения указанного вопроса не ранее ДД.ММ.ГГГГ. При этом истцу не было предложено оформить заявление в письменной форме об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ней жилом помещении, а равно о включении ее в соответствующий список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Тем самым истец была введена в заблуждение относительно возможности реализации ею права на обеспечение жилым помещением, вследствие чего до достижения 23 лет не успела обратиться в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ней жилом помещении, а равно с заявлением о включении в вышеуказанный список. В последующем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истец обращалась в администрацию Петрозаводского городского округа, к депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Жириновскому В.В., а также на имя Президента Российской Федерации и в Петрозаводский городской суд РК (дело №) в целях разрешения вышеуказанного вопроса. Разрешить вопрос положительно не представилось возможным.
Ответчик администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В ходе состоявшихся ранее судебных заседаний представитель администрации Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав на то, что ранее Миронова С.Д. не состояла в списке на обеспечение жилым помещением специализированного фонда и в настоящее время ей также отказано во включении в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу; также данный ответчик сослался на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, где зарегистрирована истец, было передано в порядке приватизации в собственность ХХХ и ККК, притом Миронова С.Д. своим правом на участие в приватизации данного жилого помещения не воспользовалась, несмотря на имевшуюся у нее возможность.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. В представленном суду письменном отзыве указанный ответчик ссылается на достижение Мироновой С.Д. возраста, в силу которого она не относится к числу граждан, которым установлены дополнительные гарантии прав на жилое помещение, отсутствие уважительных причин, которые препятствовали бы истцу своевременно обратиться в орган местного самоуправления для реализации права на предоставление жилья до 23-ти летнего возраста, в связи с чем основания для удовлетворения иска, по мнению данного ответчика, отсутствуют; считает себя ненадлежащим ответчиком, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Правительства Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. В представленном суду письменном отзыве также ссылаются на наличие у Мироновой С.Д. возраста, в силу которого она не относится к числу граждан, которым установлены дополнительные гарантии прав на жилое помещение, в связи с чем не усматривают законных оснований для удовлетворения исковых требований; просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Управление по вопросам семьи и детства комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа своего представителя также не направило, о рассмотрении дела надлежаще извещены; в представленных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства образования Республики Карелия в судебное заседание тоже не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы настоящего дела, обозрев материалы гражданского дела №, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Закон, Федеральный закон).
В статье 1 вышеназванного Федерального закона выделены понятия детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
При этом для указанных категорий граждан в соответствии со статьей 8 того же Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действие которой согласно пункту 2 ст. 4 этого Закона распространено на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если граждане соответствующих категорий не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до указанной даты) установлен одинаковый объем гарантий прав на имущество и жилое помещение.
Частью 1 статьи 8 Закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции того же Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В судебном заседании установлено, что родителями Мироновой С.Д.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются МММ и ППП, что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ МММ и ППП были лишены родительских прав в отношении дочери Мироновой С.Д., а также сына ВВВ
Постановлением Главы самоуправления города Петрозаводска № от ДД.ММ.ГГГГ Миронова С.Д. определена в школу-интернат, за ней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что
Миронова С.Д. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ (на момент наступления 23-летнего возраста истца (ДД.ММ.ГГГГ)) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Миронова С.Д. также зарегистрирована по указанному адресу, что подтверждается справкой о регистрации граждан по месту жительства МКП «Петрозаводская паспортная служба» от ДД.ММ.ГГГГ.
После достижения совершеннолетия и окончания школы-интерната в ДД.ММ.ГГГГ истец вселилась в закрепленное за ней жилое помещение по адресу:
<адрес>.
Данная квартира имеет общую площадь 47,8 кв.м (л.д. 67).
Архивной справкой МКП «Петрозаводская паспортная служба» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69), пояснениями истца, показаниями свидетелей ХХХ, ААА подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в закрепленной за истцом квартире зарегистрированы по месту жительства и фактически постоянно проживали и проживают не менее пяти человек (в настоящее время – 7 человек), в числе которых: сама истец – Миронова С.Д.; МММ (мать Мироновой С.Д., лишенная в отношении нее родительских прав) – проживала до ДД.ММ.ГГГГ (дата смерти); ВВВ (родной брат истца) – зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
ХХХ (дядя истца) – зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ООО (тетя истца) – зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ККК (двоюродная сестра истца, дочь ХХХ) – фактически проживает в указанной квартире с момента рождения (ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; РРР (двоюродная сестра истца, дочь ХХХ) – фактически проживает в указанной квартире с момента рождения (ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом, учитывая установленную Решением Петрозаводского городского совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Петрозаводске в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, исходя из количества зарегистрированных и фактически проживающих в закрепленном за истцом жилом помещении (не менее пяти - с 2008 г. по настоящее время), принимая во внимание размер общей площади указанного жилого помещения (47,8 кв. м), на истца на протяжении всего периода ее проживания в закрепленном жилом помещении (с 2008 года по настоящее время) приходилось и приходится менее указанной учетной нормы площади данного жилого помещения (47,8 кв.м / 5=9,56 кв.м).
Согласно ответу администрации Петрозаводского городского округа
№ от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, учетный номер общей очереди – №.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа
№ от ДД.ММ.ГГГГ Мироновой С.Д. отказано в установлении факта невозможности её проживания в квартире по адресу: <адрес>, в связи с достижением истцом возраста старше 23 лет.
На обращение истца с заявлением о реализации права на предоставление жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей, письмом администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ
Мироновой С.Д. было отказано о включении её в список лиц, имеющих право предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот в Петрозаводском городском округе в связи с достижением истцом возраста 23 лет и отсутствием уважительных причин несвоевременного обращения с указанным требованием.
Судом также установлено, что каких-либо жилых помещений на праве собственности или на ином праве Миронова С.Д. не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. В браке истец не состоит.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности, по 1/2 доли в праве у
ККК (двоюродная сестра истца) и у ХХХ (дядя истца) на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Миронова С.Д. от участия в приватизации данного жилого помещения отказалась путем составления письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными Управлением Росреестра по РК материалами дела правоустанавливающих документов, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Давая оценку факту отказа истца от участия в приватизации, на который ссылался ответчик администрация Петрозаводского городского округа, суд приходит к выводу о том, что с учетом сохранения за истцом равного с другими проживающими права пользования жилым помещением, сохраняемого за нею в том числе в случае отсутствия семейных отношений с собственником (ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в качестве обстоятельства, влиявшего на жилищную обеспеченность истца, в том числе повлекшего ухудшение такой обеспеченности, он рассматриваться не может, учитывая также, что возможность вселения в квартиру несовершеннолетних детей собственника и иных проживающих от волеизъявления истца не зависела (ст. ст. 30, 31, ч. 1 ст. 70 ЖК РФ).
Несмотря на то обстоятельство, что на истца приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения, согласно правовому регулированию, действовавшему до 01.01.2013, то есть до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, которым статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ была изложена в новой редакции, Миронова С.Д. не обладала правом на обеспечение жилой площадью, поскольку имела закрепленное за ней жилое помещение. При этом размер приходящейся на истца жилой площади в указанном жилом помещении с учетом иных проживающих в нем лиц не имел правового значения.
После вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ (с 01.01.2013) у Мироновой С.Д., относящейся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, которые являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений при условии признания невозможным проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ)
Частью 4 ст.8 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Исходя из приведенной нормы права проживание Мироновой С.Д. в закрепленном за ней жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ признавалось невозможным, поскольку, как установлено выше, на истца на протяжении всего периода ее проживания в закрепленном жилом помещении (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) приходилось и приходится менее учетной нормы площади данного жилого помещения, а также учитывая факт проживания в указанной квартире до ДД.ММ.ГГГГ матери истца МММ, лишенной в отношении Мироновой С.Д. родительских прав.
При указанных обстоятельствах у истца с ДД.ММ.ГГГГ возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, которым, однако, в силу взаимосвязанных положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2013), Миронова С.Д. имела возможность воспользоваться только до достижения ею 23-летнего возраста, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом принимается во внимание то обстоятельство, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (в том числе и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане по общему правилу уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Судом установлено и подтверждается пояснениями истца, согласующимися с показаниями свидетеля ААА, что реализуя свое право на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот
Миронова С.Д. после возникновения у нее с ДД.ММ.ГГГГ права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но до исполнения ею 23 лет в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа посредством личного посещения профильного отдела, в ходе которого истец проинформировала осуществлявшего прием сотрудника ответчика о том, что она является лицом, находящимся без попечения родителей, а также о наличии обстоятельств, указывающих на невозможность проживания Мироновой С.Д. в ранее закрепленном жилом помещении. Осуществлявшим прием специалистом администрации было разъяснено истцу, что она вправе рассчитывать на получение жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ (как состоящая с ДД.ММ.ГГГГ в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма). При этом истцу не было предложено оформить заявление в письменной форме об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ней жилом помещении (соответствующий порядок утвержден был позднее постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 № 99-П), а равно о включении ее в соответствующий список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Тем самым суд находит заслуживающим внимания довод стороны истца о том, что Миронова С.Д. была введена в заблуждение относительно возможности реализации ею права на обеспечение жилым помещением, вследствие чего до достижения 23 лет не реализовала право на обращение с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ней жилом помещении, а равно с заявлением о включении в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Исходя из установленных судом обстоятельств, в силу приведенных выше норм закона и правовой позиции Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам, поскольку неверные консультации об отсутствии права на обеспечение жилым помещением были даны истцу в компетентном органе, оснований не доверять консультации которого у Мироновой С.Д. не было.
Тот факт, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения 23-летнего возраста) Миронова С.Д. не обратилась в уполномоченные органы с заявлением в письменной форме об обеспечении ее жилым помещением, не может быть поставлен в вину истцу и отразиться на ее правах, гарантированных законом.
Материалами дела подтверждается, что в последующем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, после выяснения того обстоятельства, что в ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение ей предоставлено не будет ни по одному из предусмотренных законом оснований, имели место обращения истца, направленные на реализацию субъективного права.
Так, истец в целях разрешения вопроса обеспечения жилым помещением обращалась в ДД.ММ.ГГГГ к председателю одной из фракций Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва. ДД.ММ.ГГГГ Мироновой С.Д. направлено обращение на имя Президента Российской Федерации.
Материалами гражданского дела № подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Миронова С.Д. обратилась в Петрозаводский городской суд РК с иском к администрации Петрозаводского городского округа, которым просила признать её относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на ответчика обязанность включить истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением и предоставить жилое помещение. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было оставлено без рассмотрения по основанию, предусмотренному абз. 7 ст. 222 ГПК РФ.
Указанное в совокупности свидетельствует о принятии истцом и по достижении 23-летнего возраста мер, направленных на реализацию ранее возникшего права. Однако, до настоящего времени Миронова С.Д. не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств.
Действующее правовое регулирование предусматривает возможность включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, также и лиц, которые достигли возраста 23 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как указано выше, Миронова С.Д. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и за ней лишь формально было закреплено жилое помещение, в котором фактически истец проживать не имеет возможности, соответственно до достижения возраста 23 лет она обладала правом постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо специальной категории, однако не была поставлена на учет по независящим от нее причинам.
Изложенные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Мироновой С.Д. своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок.
В соответствии с положениями ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец постоянно проживает на территории г. Петрозаводска, принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истец вправе претендовать на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
С учетом изложенного, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении её жилым помещением, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, возложив на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность по включению Мироновой С.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также возложив на того же ответчика обязанность предоставить Мироновой С.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека.
При этом суд исходит из того, что требование истца о восстановлении срока на обращение о включении её в список лиц, нуждающихся в специализированном благоустроенном помещении, не нуждается в самостоятельном разрешении, поскольку не влечет самостоятельных правовых последствий для Мироновой С.Д., по своей сути, является предпосылкой для удовлетворения основного требования, которое судом удовлетворено.
На основании статьи 98 ГПК РФ за счет ответчика суд возмещает расходы истца по уплате государственной пошлины (300 руб.).
руководствуясь ст. ст. 98, 194–199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Мироновой С. Д. к администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Включить Миронову С. Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить Мироновой С. Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Мироновой С. Д. расходы по уплате государственной госпошлины в сумме 300 руб.
Иск Мироновой С. Д. к Министерству социальной защиты Республики Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья С.А. Величко
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2021.