Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-28/2017 (2-1093/2016;) ~ М-1098/2016 от 06.12.2016

Дело № 2-28/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Лямбирь                                                                                     17 января 2017 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Пахомова А.В.,

при секретаре Пырковой О.В.,

с участием:

истца Кочкурова С.А., не явился,

представителя истца Кочкурова С.А. - адвоката Решетниковой Ю.К., представившей удостоверение № 117 и ордер № 118 от 21 декабря 2016 года, выданный Мордовской Республиканской Коллегией Адвокатов Адвокатской палаты Республики Мордовия,

представителя ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаевой С.В., действующей на основании доверенности № 2 от 09 января 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочкурова С.А. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании отказа незаконным и возложении обязанности рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставленияземельного участка для ведения личного подсобного хозяйства,

установил:

Кочкуров С.А. обратился в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - администрация района, орган местного самоуправления) о признании отказа незаконным и возложении обязанности рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставленияземельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование заявленных требований указывает, что 10 октября 2016 г. он обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>. Решением администрации района от 25 октября 2017 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ЛПХ истцу отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия располагается в зоне открытых природных пространств ОТ1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства; входит в охранную зону водных объектов; в представленной конфигурации приводит к изломанности границ, что означает размещение под острыми углами границ земельных участков, вызывающие неудобства и их пользовании, ухудшающее конфигурацию земельного массива. Считает данное решение необоснованным и просит суд признать отказ органа местного самоуправления незаконным с возложением на ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу для ведения ЛПХ.

Истец Кочкуров С.А. в судебное заседание не явился, в заявлении от 21 декабря 2016 года просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя - адвоката Решетниковой Ю.К.

В судебном заседании представитель истца Кочкурова С.А. - адвокат Решетникова Ю.К. исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объёме, пояснив, что длина ручья без названия, протекающего в с. Русская Свербейка Лямбирского района Республики Мордовия составляет около 6 км, расстояние от этого ручья до ближайшей точки испрашиваемого истцом земельного участка составляет более 20 м, при таких обстоятельствах действующим законодательством не запрещено размещение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Просила исковые требования Кочкурова С.А. удовлетворить, обязав орган местного самоуправления рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставленияземельного участка по предлагаемой схеме.

Представитель ответчика - администрации района - Бурнаева С.В. иск не признала, считает, что истцу отказано правомерно.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из материалов дела усматривается, что 10 октября 2016 года Кочкуров С.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кадастровый квартал <номер>, относящегося к землям населенных пунктов, ограничений в использовании которого не установлено, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с прилагаемой схемой.

Решением ответчика № 1199 от 25 октября 2016 года в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка для ЛПХ истцу отказано ввиду того, что испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия располагается в зоне открытых природных пространств ОТ1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства; входит в охранную зону водных объектов; в представленной конфигурации приводит к изломанности границ, что означает размещение под острыми углами границ земельных участков, вызывающие неудобства и их пользовании, ухудшающее конфигурацию земельного массива.

Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 12 марта 2009 г. № 23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» на учет принимаются граждане, одновременно отвечающие следующим условиям:

являются гражданами Российской Федерации;

зарегистрированы по месту жительства на территории Республики Мордовия не менее одного года, за исключением вынужденных переселенцев;

соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом.

Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.

Положениями подпункта 2 пункта 1 названной статьи ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Из материалов дела усматривается, что при обращении к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду предусмотренные законом требования истцом соблюдены.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу положений статьи 8 которого и статьи 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Согласно выкопировке из Генерального плана Саловского сельского поселения, территориальная зона, в границах которой находится спорный земельный участок, относится к землям населенных пунктов.

В состав земель населенных пунктов включаются территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение - они используются для обеспечения развития поселений и в отношении их действует правовой режим земель населенных пунктов.

Именно на это и указывается в статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», разрешающей выделение земельных участков для ведения ЛПХ в границах населенных пунктов и называющей данный земельный участок приусадебным земельным участком.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно справки, выданной кадастровым инженером Волковой Т.И. 22 декабря 2016 года, расстояние от ручья без названия, протекающего в с.Русская Свербейка Лямбирского района Республики Мордовия до ближайшей точки вновь образуемого участка по ул.Просторная с координатами х=393776: у=1282551 составляет более 20 метра с погрешностью измерений в 0,10 м.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако ответчиком в нарушение указанной нормы не представлено доказательств в подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок входит в охранную зону водных объектов.

Таким образом, суд считает, что отказ администрации района в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. испрашиваемого вновь образуемого земельного участка не соответствует нормам закона, поскольку доводы, приведенные в отказе, не могут служить основанием для отказа гражданам в выделении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о правомерности принятого администрацией района решения, равно как и доказательств, свидетельствующих о препятствиях в реализации истцом предоставленных ему законом земельных прав, суду не представлено.

Учитывая обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, а также то обстоятельство, что истец обладает правом на предоставление ему в аренду земельного участка для ведения ЛПХ, суд считает исковые требования Кочкурова С.А. законными и обоснованными.

В этой связи, отказ органа местного самоуправления признается судом незаконным и на ответчика возлагается обязанность рассмотрения заявления Кочкурова С.А. о предварительном согласовании предоставленияземельного участка для ЛПХ площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> по представленной схеме расположения земельного участка.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кочкурова С.А. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании отказа незаконным и возложении обязанности рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставленияземельного участка для ведения личного подсобного хозяйства удовлетворить.

Признать отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 25 октября 2016 г. за № 1199 в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия устранить допущенное нарушение прав Кочкурова С.А. путем рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Судья Лямбирского районного суда

Республики Мордовия                                                               А.В. Пахомов

1версия для печати

2-28/2017 (2-1093/2016;) ~ М-1098/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кочкуров Сергей Анатольевич
Ответчики
Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Суд
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
Судья
Пахомов Александр Владимирович
Дело на странице суда
lyambirsky--mor.sudrf.ru
06.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2016Передача материалов судье
08.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2016Судебное заседание
17.01.2017Судебное заседание
20.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2017Дело оформлено
19.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее