2-1995/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Лазаревой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кислициной С. В. к МБДОУ «Детскийсад комбинированного вида №24» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Кислицина С.В. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя тем, что с 03.04.2012 г. работает в должности <данные изъяты>. Ответчик начисляет заработную плату менее минимального размера оплаты труда. Просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с марта 2017 года по март 2018 года в размере 13179,14 руб. (л.д.2-3).
Определением от 25.05.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования администрации г.Ачинска (л.д.144).
Истец Кислицина С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.145), просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.167).
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.146), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.1147), в представленном отзыве по исковым требованиям возражает, указав, что начисление заработной платы работникам осуществляется в соответствии с установленным фондом оплаты труда за счет средств субсидий в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2017 год, а с 01.01.218 не ниже региональной выплаты, установленной Законом Красноярского Края от 29.10.2009 №9-3864, при выполнении работы полный календарный месяц (л.д.169-174).
Представитель третьего лица Управления образования администрации г.Ачинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.147), в представленном отзыве по исковым требованиям возражает, указав, что начисленная и выплаченная истцу заработная плата превышала установленный в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в Красноярском крае в размере 10 592 руб., в который включаются надбавки за работу в особых климатических условиях, что соответствовало правоприменительной практике, сложившейся в 2017 году. Действия работодателя в 2017 году соответствовали правовому подходу, определенному Верховным судом РФ. Позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-п о не включении в состав МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, подлежит применению только с 07.12.2017 и не имеет обратной силы. Поскольку региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключено, в Закон Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» внесены изменения об увеличении с 01.01.2018 размера региональной выплаты на 4%. Указанный размер региональной выплаты обеспечивается персональной выплатой работникам, чей размер оплаты труда в соответствующем периоде окажется меньше. До настоящего времени вопрос о выделении дополнительных средств для обеспечения уровня заработной платы работников не ниже размера МРОТ не урегулирован на федеральном и региональном уровнях в связи с неоднозначностью толкования норм Трудового кодекса РФ и приведения их в соответствие на федеральном и региональном уровнях (л.д.149-151).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как следует из материалов дела, приказом от 03.04.2012 г. Кислицина С.В. принята на работу в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» на должность <данные изъяты> на время декретного отпуска основного работника на основании трудового договора, в режиме пятидневной рабочей недели продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с выходными днями суббота и воскресенье. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 29.06.2012 г. договор заключен на неопределенный срок (л.д.27-30)
Разделом 5 трудового договора установлена заработная плата в размере должностного оклада в сумме 1818 руб. в месяц, с северной надбавкой 30% и районным коэффициентом 30%.
Из расчетных листков март 2017 - март 2018 года (л.д.31-53) следует, что исходя из отработанного времени истцу заработная плата начислялась и выплачивалась пропорционально фактически отработанному времени, с доплатой региональной выплаты до МРОТ, стимулирующих и компенсационных выплат.
Исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 в сумме 7800 рублей, с 01 января 2018г. на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421 в сумме 9489 рублей.
С учетом районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, размер заработной платы Кислициной С.В. должен был составлять с марта 2017 года не менее 12 000 руб. (7 500х1,6), с 01 июля 2017 года не менее 12 480 руб. (7800х1,6), с 01 января 2018 года не менее 15 182,40 руб. (9489х1,6).
Судом установлено, что заработная плата Кислициной С.В. за период март- декабрь 2017 года была выше МРОТ, установленного в РФ с учетом районного коэффициента и северной надбавки. При этом, за период январь-март 2018 года был ниже вышеуказанного размера. В связи с этим, за спорный период размер недоначисленной заработной платы составил 2150,25 руб., исходя из следующего расчета:
Период | Норма рабочего времени | Фактически отработано | Всего начислено, руб. | МРОТ+1,6 | Подлежит доплате, руб. | ||
Дни | Час. | Дн. | Час. | ||||
2017Март | 22 | 175 | 19 | 151 | 12 125,74 | 12000 | 0 |
Апрель | 20 | 160 | 20 | 160 | 14040,32 | 12000 | 0 |
Май | 20 | 160 | 20 | 160 | 14040,32 | 12000 | 0 |
Июнь | 21 | 168 | 21 | 168 | 14040,32 | 12000 | 0 |
Июль | 21 | 168 | 7 | 56 | 4 680,11 | 4160 | 0 |
Август | 23 | 184 | 9 | 72 | 5494,04 | 4883,47 | 0 |
Сентябрь | 21 | 168 | 11 | 88 | 7354,45 | 6537,13 | 0 |
Октябрь | 22 | 176 | 22 | 176 | 14040,32 | 12480 | 0 |
Ноябрь | 21 | 167 | 18 | 144 | 13060,53 | 10697,13 | 0 |
Декабрь | 21 | 168 | 16 | 128 | 29969,75 | 9508,56 | 0 |
2018 январь | 17 | 136 | 17 | 136 | 14464,32 | 15182,40 | 718,08 |
Февраль | 19 | 151 | 19 | 151 | 14464,32 | 15182,40 | 718,08 |
Март | 20 | 159 | 20 | 159 | 14468,31 | 15182,40 | 714,09 |
ИТОГО: | 172242,85 | 2150,25 |
Возражения ответчика и третьего лица о том, что начисление и выплата заработной платы работникам детского сада производится в соответствии с установленным Региональным соглашением МРОТ, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), включающей в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 400 руб. пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» в пользу Кислициной С. В. заработную плату за период с марта 2017 года по март 2018 года в сумме 2 150 рублей 25 копеек, в остальной части отказать.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» в доход местного бюджета муниципального образования города Ачинска государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Мотивированное решение составлено 14 июня 2018 года.
Судья Т.Н. Настенко