Решение по делу № 2-1124/2017 ~ М-1239/2017 от 01.12.2017

Гр. дело № 2-1124/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2017 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И.А., при секретаре Голишниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО «Зеленоградский городской округ» к Морозовой Марине Владимировне, администрации МО «Ковровское сельское поселение» о признании договора аренды земельного участка недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

Администрация МО «Зеленоградский городской округ» обратилась в суд с иском к Морозовой М. В., администрации МО «Ковровское сельское поселение» о признании договора аренды земельного участка недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28 декабря 2015 года между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Морозовой М. В. был заключен договор №234/15 аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». Основанием предоставления в аренду указанного земельного участка послужило постановление администрации МО «Ковровское сельское поселение» № 1265 от 28.12.2015г., в соответствии с которым земельный участок был предоставлен на основании заявления № 1831 от 22.12.2015 г., в рамках ст. ст. 39.6 и 39.18 ЗК РФ, в связи с отсутствием заявлений иных лиц по истечении 30 дней со дня опубликования извещения в газете «Волна» от 03.11.2015 № 86 (8940) о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. При этом истец считает, что данный договор аренды был заключен незаконно, поскольку администрация поселения при предоставлении земельного участка грубо нарушила процедуру предоставления земельного участка, а именно в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ не разместила информацию о предоставлении указанного земельного участка на официальном сайте, что повлекло нарушение прав муниципального образования в части получения денежных средств от возможной продажи земельного участка. Поэтому полагает, что данная сделка является недействительной ничтожной, нарушающей требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Просит признать недействительным договор № 234/15 аренды земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», заключенный между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Морозовой М. В. и применить последствия недействительности ничтожной сделки, предусмотренные ч.1 ст. 167 ГК РФ.

В судебном заседании представитель истца администрации МО «Зеленоградский городской округ» Терешкова О. В., действующая, на основании доверенности заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

В судебное заседание ответчик Морозова М. В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.

Ответчик администрация МО «Ковровское сельское поселение» в судебное заседание не явился, находится в стадии ликвидации.

Представитель ответчика администрации МО «Ковровское сельское поселение» руководитель ликвидационной комиссии Чернов Ю.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела и все доказательства в их совокупности, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27 октября 2015 года постановлением № 748 главы МО «Ковровское сельское поселение» была утверждена схема расположения земельного участка, площадью 1200 кв.м в пос. Холмы Зеленоградского района на кадастровом плане территории (л.д.21-22).

03 ноября 2015 г. в газете «Волна» опубликовано извещение администрации МО «Ковровское сельское поселение» о возможности предоставления земельного участка, площадью 1200 кв.м, в пос. Холмы Зеленоградского района на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 25).

04 декабря 2015 года постановлением № 1081 главы МО «Ковровское сельское поселение» было предварительно согласовано предоставление в аренду Морозовой М. В. земельного участка, площадью 1200 кв.м в пос. Холмы Зеленоградского района. Основанием предоставления земельного участка указано на проведение работ по его образованию (л.д.19).

18 декабря 2015 года земельный участок, площадью 1200 кв.м, расположенный в пос. Холмы, Зеленоградского района Калининградской области, с разрешенным использованием – приусадебный участок личного подсобного хозяйства был поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера (л.д. 20).

28 декабря 2015 года администрация МО «Ковровское сельское поселение» постановлением № 1265 земельный участок с КН , площадью 1200 кв.м, распложенный в пос. Холмы Зеленоградского района Калининградской области, с разрешенным использованием – «для ведения личного подсобного хозяйства» предоставила Морозовой М. В. в аренду сроком на двадцать лет (л.д. 15-16).

В этот же день между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Морозовой М. В. был заключен договор аренды № 234/15 земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, распложенного в <адрес>, который был зарегистрирован в установленном законом порядке 22 января 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 декабря 2017 года . Из этой же выписки следует, что арендатором спорного земельного участка является Морозова М. В.

Согласно ч.2 ст. 11 ЗК Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и вступивший в силу с 01.03.2015 г. (ст.35), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Согласно части 3 той же статьи, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Правила землепользования и застройки в МО «Ковровское сельское поселение» были утверждены Решением Поселкового Совета депутатов МО «Ковровское сельское поселение» № 49 от 24.12.2012 г.

В силу пункта 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье -извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (пункт 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7).

В соответствии с пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.2 Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195, к информации, размещаемой на официальном сайте торгов, относится информация, предусмотренная статьями 39.11 - 39.13 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на момент обращения Морозовой М. В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала размещению не только в газете «Волна» и на сайте администрации МО «Ковровское сельское поселение», но и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом, размещение указанной информации на указанном сайте с 01 марта 2015 года является обязательным.

Между тем, из материалов дела следует, что соответствующее извещение о предоставлении спорного земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения было размещено только в газете «Волна».

При этом в нарушение ч.1 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации администрация МО «Ковровское сельское поселение» не разместила извещение о предоставлении спорного земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Бесспорных доказательств, подтверждающих, что такое размещение имело место, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиками суду не представлено.

Между тем из приведенных выше положений Закона следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Данная процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Приведенные положения закона, обязывающие администрацию муниципального образования публиковать сведения о предоставлении земельного участка на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обусловлена публичными интересами, преследующими цель обеспечения доступа к соответствующей информации неограниченного круга лиц.

Такое законодательное регулирование указанных отношений предполагает обязательность их исполнения. В этой связи, использование для публикации сведений о предоставлении земельного участка только местного информационного источника общественно-политической газеты Зеленоградского района Калининградской области «Волна», имеющего ограниченный режим распространения, и официального сайта администрации МО «Ковровское сельское поселение» является ограничением доступа к данной информации неограниченного круга лиц, что, в свою очередь, ведет к нарушению публичности гражданско-правового оборота в сфере земельных правоотношений.

По смыслу ч.5 ст. 39.18, ч.6 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, что в то же время является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, не размещение соответствующей информации о проведении торгов по предоставлению спорного земельного участка в аренду в установленном законом порядке лишило возможности неопределенный круг заинтересованных лиц на участие в таких торгах, что является прямым невыполнением требований закона.

В соответствии п. 1 ст. 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со ст. 168 ГК Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, окружающей природной среды (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса РФ»).

Следовательно, неисполнение администрацией МО «Ковровское сельское поселение» обязанности по извещению неограниченного круга лиц, желающих принять участие в таком аукционе, ведет к нарушению публичности гражданско-правового оборота в сфере земельных правоотношений.

Нарушение требований публичности, связанного с не доведением информации о предоставлении земельного участка до всех потенциально заинтересованных в этом лиц является прямым невыполнением требований закона.

Учитывая, что оспариваемая истцом сделка была совершена в нарушение закона и публичных интересов, она является ничтожной.

В силу требований ч.3 ст. 166 ГК Российской Федерации, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

По смыслу приведенной нормы закона с такими требованиями могут обратиться лица, имеющие к спорным отношениям материально-правовой интерес, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы будут непосредственно восстановлены в результате приведения сторон ничтожной сделки в первоначальное фактическое положение.

На основании закона Калининградской области от 27.04.2015 N 420 (ред. от 04.09.2015) "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Зеленоградский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории", территория МО "Ковровское сельское поселение" была объединена с территориями других муниципальных образований без изменения границ общей территории муниципального образования "Зеленоградский район". В результате чего с 1 января 2016 года полномочия органов местного самоуправления прекращены, МО "Ковровское сельское поселение" утратило статус муниципального образования, вошло в состав МО "Зеленоградский район", который наделен статусом городского округа («Зеленоградский городской округ») (ст. 1).

Следовательно, полномочия по управлению и распоряжению, в том числе, спорным земельным участком перешли к администрации МО «Зеленоградский городской округ» с 01.01.2016 г.

При этом суд находит обоснованной ссылку администрации МО «Зеленоградский городской округ» в исковом заявлении на наличие материально-правового интереса, связанного с получением в бюджет МО денежных средств от возможного выставления земельного участка на торги.

Таким образом, исходя из обстоятельств дела и приведенных положений закона, учитывая, что извещение о предоставлении спорного земельного участка надлежащим образом опубликовано не было, суд полагает заявленные администрацией исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В силу ст. 103 ГПК Российской Федерации с ответчика Морозовой М. В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Кроме того, суд полагает подлежащими отмене принятые меры по обеспечению иска по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 144 ГПК РФ – обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 44-ФЗ). В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Учитывая, что сохранение мер по обеспечению иска будет препятствовать исполнению настоящего решения, суд полагает, что такие меры подлежат отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 144 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МО «Зеленоградский городской округ» - удовлетворить.

Признать недействительным договор № 234/15 от 28 декабря 2015 г. аренды земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», заключенный между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Морозовой Мариной Владимировной.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки: земельный участок с КН , площадью 1200 кв.м, распложенный в <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» передать в распоряжение администрации МО «Зеленоградский городской округ».

Настоящее решение является основанием для исключения из ЕГРП сведений о регистрации договора № 234/15 от 28 декабря 2015 г. аренды земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», заключенного между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Морозовой Мариной Владимировной.

Взыскать с Морозовой Марины Владимировны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Отменить меры по обеспечению иска, принятые определением судьи Зеленоградского районного суда от 06 декабря 2017 г., в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области осуществлять регистрацию сделок по отчуждению земельного участка с КН , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца.

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате.

Судья, подпись –

Копия верна, судья - И. А. Реминец

2-1124/2017 ~ М-1239/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Зеленоградский городской округ"
Ответчики
Морозова Марина Владимировна
Другие
Администрация МО "Ковровское сельское поселение"
Суд
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья
Реминец И.А.
Дело на странице суда
zelenogradsky--kln.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
06.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2017Предварительное судебное заседание
28.12.2017Судебное заседание
28.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее