Дело № года
УИД 28RS0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2020 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес>
<адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовет о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в одном километре от автодороги <адрес> территория в районе кладбища <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовета о возложении обязанности на администрацию Отважненского сельсовета <адрес> защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров поверхность хранящихся насыпью отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящемся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес>, посредством укрытия брезентом или оборудования навесом в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Возложении обязанности на администрацию Отважненского сельсовета <адрес> оборудовать поверхность площадки для хранения отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящемся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес>, искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Возложении обязанности на администрацию Отважненского сельсовета <адрес> оборудовать периметр площадки для хранения отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящемся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес>, обваловкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией рабочего поселка (пгт) Архара требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и охраны окружающей среды, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с п. 19 ст. 7 Устава Отважненского сельсовета к вопросам местного значения Отважненского сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Закрепление данного положения в качестве вопроса местного значения поселения предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории сельского поселения своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в одном километре от автодороги <адрес> территория в районе кладбища <адрес> засыпана различными коммунальными отходами (стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, тряпки, бумага). Указанный земельный участок находится в пределах территории Отважненского сельсовета.
Таким образом, возложенная законом на администрацию Отважненского сельсовета обязанность по организации накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории поселения в пределах своей компетенции не выполняются, чем нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Несанкционированное складирование коммунальных отходов произошло вследствие невыполнения ответчиком обязанности по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, необеспечения порядка в границах территории поселения.
Бездействие администрации Отважненского сельсовета по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 5 п. 3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03), временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Пунктом 3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлено, что размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящийся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес>, включен в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, просил удовлетворить требования прокурора.
В дальнейшем, прокурор, уточнив исковые требования, указал, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящийся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес>, не включен в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, просит суд возложить обязанность на администрацию Отважненского сельсовета <адрес> организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в одном километре от автодороги <адрес> территория в районе кладбища <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – администрации Отважненского сельсовета <адрес> Амурской с первоначальными требованиями прокурора <адрес> не согласилась указав, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», п. 19 ст.7 Устава Отважненского сельсовета к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Под накоплением отходов согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Транспортирование отходов в свою очередь представляет собой перемещение отходов с помощью, транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Так, на территории муниципального образования «Отважненский
сельсовет» в <адрес> оформлена в муниципальную собственность территория - свалка под размещение твердых бытовых отходов с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящаяся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес>. Земельный участок относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Расположение свалки на данном земельном участке предусмотрено Генеральным планом Отважненского сельсовета, утвержденного Решением Отважненского сельского Совета народных депутатов от 20.12.2012г. № (информация размещена на официальном сайте администрации сельсовета:http://adm-otvazhnoe.ucoz.com/index/generalnyj_plan/0-81).
В рамках новой системы регулирования в области обращения с ТКО, предусмотренного Федеральным законом от 28.12.16г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с ТКО, министерством жилищно-коммунального хозяйства области заключены соглашения с выбранными по итогам конкурсов региональными операторами по обращению с ТКО.
Так, по итогам конкурса от 14.0.2018г. министерством жилищно-коммунального хозяйства области заключено соглашение сроком на 10 лет с региональным оператором ООО «Жилищный эксплуатационный участок», которое осуществляет свою деятельность на территории <адрес>.
С момента перехода на новое регулирование в области обращения с ТКО на территории <адрес> сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечиваются только региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.16г. № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №», региональной программой и территориальной схемой.
Министерством природных ресурсов <адрес> разработана территориальная схема, которая разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории <адрес> для предотвращения или снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. В перечень свалок для накопления мусора входит и вышеуказанный земельный участок.
Территориальная схема размещается для всеобщего и бесплатного доступа на официальном интернет портале правительства <адрес>: http://www.amurobl.ru — Органы власти — Исполнительные органы государственной власти <адрес> — Министерства — Министерство природных ресурсов <адрес> — Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также на официальном сайте министерства природных ресурсов <адрес>: https://mpr.amurobl.ru — нормирование и разрешительная деятельность —> территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Сбор ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории <адрес> осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно II разделу территории населенных пунктов <адрес> подлежат очистке от ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами и экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья населения. При этом региональный оператор на территории <адрес> осуществляет накопление ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Потребители же в свою очередь осуществляют складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Так, в частности в <адрес>, жители осуществляют складирование мусора на установленных администрацией сельсовета местах (площадках) согласно схеме, которая согласована с региональным оператором ООО «ЖЭУ». После сбора мусора с контейнеров, региональный оператор осуществляет складирование отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:08:012122:60 на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания. Фактически региональный оператор использует данный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ, с момента начала мусорной реформы на территории <адрес>. В соответствии с п.13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии с пп.18 п. 22 Правил, утверждённых постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и контроля за их исполнением на территории <адрес>» контроль за деятельностью регионального оператора осуществляют уполномоченный орган, федеральные органы государственной власти и иные органы, организации, наделенные контрольно-надзорными полномочиями.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация сельсовета осуществляет:
- создание и содержание мест (площадок) - накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, на территории сельсовета действуют постановление главы сельсовета от 12.11.19г. № «Об утверждении форм заявок на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формы решения о согласовании/об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, форма Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Отважненского сельсовета» и постановление главы сельсовета от 12.11.19г. № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Отважненского сельсовета».В <адрес> жители осуществляют складирование мусора на установленных администрацией сельсовета местах (площадках) согласно схеме, которая согласована с региональным оператором ООО «ЖЭУ».
В соответствии с п.13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
С момента перехода на новое регулирование в области обращения с ТКО на территории <адрес> сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечиваются только региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.16г. № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №», региональной программой и территориальной схемой.
Региональный оператор осуществляет складирование отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:08:012122:60 в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания. Фактически региональный оператор использует данный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГг., с момента начала мусорной реформы на территории <адрес>, при этом согласование по использованию земельного участка с собственником участка не осуществлялось.
Под накоплением отходов согласно Федеральному закону № 89-ФЗ понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Тем самым, региональный оператор обязан осуществить вывоз ТКО с указанного места накопления в марте 2020 года.
По представленной информации от Министерства природных ресурсов <адрес> вывоз ТКО, накопленных за период осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО с мест временного (до 11 месяцев) отходов на полигоны будет осуществлен в срок 01.03.2020г.
Администрацией сельсовета направлено письмо региональному оператору ООО «ЖЭУ» о недопущении дальнейшего накопления мусора на земельном участке с кадастровым номером 28:08:012122:60, с целью недопущения нарушений действующего законодательства.
Кроме того, администрацией сельсовета направлено обращение в Министерство природных ресурсов <адрес> об исключении из Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории <адрес> на период с 2019-2030 годов, земельные участки, расположенные на территории Отважненского сельсовета для накопления мусора до 11 месяцев. По результатам рассмотрения данного предложения, министерством будут рассмотрены и учтены данные предложения при дальнейшей корректировки Территориальной схемы.
На основании изложенного просит суд в удовлетворении требований прокурора отказать.
Уточненные исковые требования прокурора <адрес> признала в полном объеме, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель регионального оператора по обращению с ТКО – ООО «Жилищный Эксплуатационный участок» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер №» между Министерством ЖКХ <адрес> и ООО «ЖЭУ», Обществу присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет, а также свою деятельность в сфере обращения с ТКО оно осуществляет по регулируемым тарифам. Раздел 3 настоящего соглашения устанавливает, что региональный оператор обеспечивает сбор и транспортировку ТКО самостоятельно или путем привлечения третьих лиц, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО путем заключения договоров с операторами по обращению с ТКО, деятельность которых предусмотрена территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, которыми региональный оператор владеет и/или пользуется на законных основаниях.
ООО «ЖЭУ» осуществляет свою деятельность согласно тарифам, установленным Управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес>, в который включены затраты на содержание полигона под захоронение ТБО в <адрес> и собственные расходы.
Земельный участок с кадастровым номером 28:08:012122:60 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории <адрес> на 2019-2030 гг. является участком для временного накопления отходов, т.е. не более 11 месяцев, в соответствии ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Данный участок не передан в ООО «ЖЭУ».
В соответствии с пп. 1.2., 1.3. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель, каковым региональный оператор ООО «ЖЭУ» не является.
В связи с вышеизложенным просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к ООО «ЖЭУ» отказать в полном объеме.
Судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В соответствии с п. 19 ст. 7 Устава Отважненского сельсовета к вопросам местного значения Отважненского сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Закрепление данного положения в качестве вопроса местного значения поселения предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории сельского поселения своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Как следует из материалов дела, в одном километре от автодороги <адрес> территория в районе кладбища <адрес>, ведущего к месту складирования твердых коммунальных отходов, прилегающая территория засыпана различными коммунальными отходами (стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, тряпки, бумага). Указанный земельный участок находится в границах территории Отважненского сельсовета, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, возложенная законом на администрацию Отважненского сельсовета обязанность по организации накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов, контроля за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории поселения в пределах своей компетенции не выполняются, чем нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Судом установлено, что несанкционированное складирование коммунальных отходов произошло вследствие невыполнения ответчиком обязанности по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, необеспечения порядка в границах территории поселения.
Бездействие администрации Отважненского сельсовета по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 5 п. 3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03), временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Пунктом 3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлено, что размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:08:012122:60, находящийся в одном километре от автодороги <адрес> исток в районе кладбища <адрес> оформлен в муниципальную собственность «Отважненский сельсовет» <адрес> и не включен в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Отважненского сельсовета <адрес> обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в одном километре от автодороги <адрес> территория в районе кладбища <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовета, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Отважненского сельсовета <адрес> организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в одном километре от автодороги <адрес> территория в районе кладбища <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Н.С. Дьячкова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения находится в гражданском деле № в Архаринском районном суде <адрес>.