Дело № 2-218/2015 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Большая Соснова 03 июня 2015 года
Большесосновский суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Селютиной С.Л.,
С участием истца Овчинниковой А.Е.,
Представителя истца Халезина С.В.,
Ответчиков Соловьевой И.Ф., Бушуева А.А.,
Представителя ответчика Терехиной В.С.,
При секретаре Вьюжаниной Л.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой <данные изъяты>, Овчинниковой <данные изъяты> к Соловьевой <данные изъяты> ООО «Кадастр-Гео» о признании местоположения смежной границы недействительным, установления смежной границы, внесении изменений в сведения о земельном участке,
У с т а н о в и л :
Овчинникова А.Е. и Овчинникова О.В. обратились в суд с иском к Соловьевой И.Ф., ООО «Кадастр -Гео» о признании местоположения смежной границы недействительным, установления смежной границы, внесении изменений в сведения о земельном участке, указывая на то, что они являются собственниками квартиры и земельного участка расположенных по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности. В 2014 году она узнала, что её соседка Соловьева И.Ф., проживающая по <адрес> отмежевала свой земельный участок, при этом прихватила часть земельного участка, который принадлежит им, но находится под полуразвалившейся стаей, принадлежащей Соловьевой. Считает, что межевание, проведенное представителем ООО «Кадастр-Гео» Бушуевым А.А. нарушает её права, так как с ней граница земельного участка не была согласована, она предупреждала Бушуева о том, что земля под стаей принадлежит ей, но он не послушал, отмежевал спорный земельный участок Соловьевой. В 2015 года она провела межевание своего земельного участка и чтобы стать собственником земельного участка ей пришлось согласиться с границами, установленными межевым планом ответчика Соловьевой. Просит признать местоположение смежной границы по координатам характерных точек Н5-Н6-Н7 указанных в межевом плане земельного участка с кадастровым номером 59:15:0090303:15 недействительным, установить смежную границу между земельными участками в соответствии с проектом территориального землеустройства по установлению границ земельного участка №92 от 25.04.2004 года, обязать регистрирующий орган внести изменения в сведения о земельном участке.
В судебном заседании Овчинникова А.Е., действующая за себя и по доверенности за Овчинникову О.В., исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что часть стаи, которая находилась на их земельном участке, она вместе со своим мужем разобрали и распилили, поставили забор по границе, сейчас спорный земельный участок находится на её территории.
Представитель истца адвокат Халезин С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме, пояснил, что Соловьева незаконно отмежевала себе земельный участок, который находится в ограде дома Овчинниковой. Овчинникова убрала стаю Соловьевой и поставила забор на границе земельных участков. Спорный земельный участок должен принадлежать Овчинниковой.
Ответчик Соловьева И.Ф. и её представитель Терехина В.С. с требованиями Овчинниковых не согласились, пояснили, что Соловьева провела межевание своего земельного участка, когда межевание земельного участка истцов еще не было произведено в соответствии с действующим законодательством, согласование границ земельного участка с Овчинниковыми не требовалось. Межевание земельного участка произведено в соответствии с законом по сформировавшейся границе и по деревянной хозяйственной постройке, часть которой в последствии разобрала истица Овчинникова и установила новый забор.
Представитель ответчика ООО «Кадастр-Гео» Бушуев А.А. с иском Овчинниковых не согласился, пояснил, что межевание земельного участка ответчика Соловьевой проведено им в соответствии с действующим законодательством. При подготовке документов по межеванию земельного участка им запрашивались сведения о собственниках смежных земельных участков, согласно выписке собственники смежного земельного участка не были установлены, поэтому граница была согласована с Администрацией Большесосновского муниципального района, на момент проведения межевых работ истцы собственниками земельного участка не являлись.
Представитель 3-го лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата реестра по Пермскому краю» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные документы, пришел к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ). В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Истцы Овчинниковы А.Е., О.В. являются собственниками земельного участка расположенного по <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2015 года /л.д.18/.
Ответчик Соловьева И.Ф. является собственником земельного участка расположенного по <адрес> с кадастровым номером 59:15:0090303:15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2013 года /л.д.45/. Ответчиком Соловьевой И.Ф. в 2014 году проведены работы по межеванию земельного участка.
В заключении кадастрового инженера ООО «Кадастр -Гео» Бушуева А.А. отражены фактическое местоположение границ земельного участка, указанные границы сформировались ранее при использовании земельного участка. Так границы Н1-Н4 - проходят по деревянному ограждению, Н4-Н7 (в том числе спорный участок границы Н5-Н6-Н7) проходят по деревянной хозяйственной постройке, Н7 - Н8 - деревянное ограждение, Н8 - Н9 - часть границы по центру сблокированного здания, Н9-Н11 - закрепление границы отсутствует, Н2 - Н15 - по хозяйственным постройкам, Н15-Н1 - граница проходит по деревянному забору. По виду хозяйственных построек и деревянного забора можно предположить, что они существуют 15 лет и более. При проведении кадастровых работ кадастровым инженером были использованы картографические материалы из государственного фонда данных, уральского филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХПГИ» масштаба 1:200, год выпуска 2002г.
В приложенной к межевому плану кадастровой выписке от 11.08.2014 года, сведения о собственниках смежного земельного участка, расположенного по <адрес>, отсутствуют, в связи с чем, граница земельного участка Соловьевой И.Ф. по <адрес> Н1-Н9 и Н9-Н1 согласована с МО «Большесосновский муниципальный район» в лице представителя по доверенности Корлякова П.В. в соответствии с ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Законных оснований для согласования границы смежного земельного участка с истцами Овчинниковыми не имелось, так как Овчинниковы на момент проведения межевых работ на участке Соловьевой не являлись правообладателями смежного земельного участка. Использование земельного участка на протяжении длительного времени также не может быть признано основанием для согласования границы с пользователем земельного участка.
Оснований для установлении смежной границы между земельными участками в соответствии с проектом территориального землеустройства по установлении границ земельного участка № 92 от 25.04.2004 года не имеется, так как указанный документ в соответствующих регистрирующих органах регистрацию не прошел, правообладателем земельного участка по <адрес> на 25.04.2004 года являлась Шакирова Н.П., которая в настоящий момент собственником земельного участка не является. Исходя из сведений, указанных в проекте территориального землеустройства по установлению границ земельного участка по <адрес> граница указанного земельного участка по <адрес> смежная с земельным участком по <адрес> по точкам от 2 до 5. Границы земельного участка по <адрес> установлена по поворотным точкам Н3-Н4-Н5 проходит по постройке, в связи с чем на момент составления проекта постройка находилась на земельном участке Соловьевой И.Ф. в связи с чем и спорный земельный участок на 2004 год находился в границах земельного участка Соловьевой И.Ф.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Овчинниковых А.Е., О.В. по доводам изложенным в исковом заявлении удовлетворению не подлежат
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р е ш и л :
Исковые требования Овчинниковой <данные изъяты>, Овчинниковой <данные изъяты> к Соловьевой <данные изъяты>, ООО «Кадастр - Гео» о признании местоположения смежной границы по координатам характерных точек Н5-Н6-Н7, указанных в межевом плане земельного участка с кадастровым номером 59:15:0090303:15 недействительным, установлении смежной границы между земельными участками в соответствии с проектом территориального землеустройства по установлении границ земельного участка № 92 от 25.04.2004 года - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 08 июня 2015 года
Судья /подпись/ С.Л. Селютина
Копия верна, судья С.Л. Селютина
Секретарь с/з Л.Н. Вьюжанина