ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2012 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску Прокурора г.Тольятти Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Информационно – Коммуникационные Сети» об ограничении доступа к информации,
установил:
Прокурор г. Тольятти Самарской области, обратившись в суд с названным иском, просит обязать ЗАО «Информационно – Коммуникационные Сети» ограничить доступ к Интернет сайту <данные изъяты>.
Помощник прокурора г.Тольятти Г. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о рекламе прокуратурой г.Тольятти в ходе мониторинга общедоступной сети Интернет выявлен сайт <данные изъяты>, допускающий на своих страницах материалов, противоречащих действующему законодательству о рекламе. С ДД.ММ.ГГГГ С организована деятельность по сбору финансовых средств от населения, путем приобретения виртуальных <данные изъяты> (первоначально расчетные единицы назывались «<данные изъяты>»). В силу ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №38-ФЗ РФ «О рекламе» информация, размещенная на официальном сайте организатора «<данные изъяты>» <данные изъяты><данные изъяты>/ является рекламой. «<данные изъяты>» не является юридическим лицом, однако, по сути своей деятельности оказывает финансовые услуги, так как привлекает и размещает денежные средства физических лиц. По аналогии закона о рекламе к деятельности «<данные изъяты>» применяются основные требования, что и к рекламе финансовых услуг. Согласно ст. 28 Закона 38-Ф3 РФ реклама таких услуг не должна содержать гарантии и обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Исходя из выводов заключения экспертной комиссии ФАС РФ «<данные изъяты>» признано финансовой пирамидой, поскольку реализация схемы «<данные изъяты>» предполагается в форме социальной сети путем взаимного перечисления гражданами денежных средств через электронные кошельки либо физической передачи наличных денежных средств гражданами выбранному ими физическому лицу. Социальной сетью в данной схеме является самоорганизующаяся группа людей, участие в которой основано на доверии и осуществляется на добровольной основе. Управление схемой «<данные изъяты>» построено по иерархичному принципу. Все участники схемы «<данные изъяты>» разделены на «десятки», «сотни», «тысячи» и т.д. Управление денежными средствами каждой «десятки» участников осуществляется лицом, выбранным самими участниками и именуемым «десятником». По аналогичному принципу «десятники» назначают «сотника», «сотники» назначают «тысячника». Каждый «десятник», «сотник» и «тысячник» имеет доступ к денежным средствам своей «десятки» либо назначенному управляющим денежными средствами «сотней» участников («десятником» и «сотником», соответственно). Управление денежными средствами «тысячи» участников осуществляет «тысячник». Управляющий схемой избирается «тысячниками». Каждый «десятник», «сотник» и «тысячник» имеет доступ к денежным средствам своей «десятки» («сотни» и «тысячи», соответственно) участников, в том числе, перечисленным такими участниками в электронные кошельки. Управляющий осуществляет организацию и управление схемой «<данные изъяты>» и имеет доступ к денежным средствам всей системы «<данные изъяты>». Основными особенностями схемы «<данные изъяты>» являются: высокий доход и отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности с целью получения дохода. В нарушение ст. 28 Закона 38-Ф3 РФ в блоге размещена информация о возможности получения участниками схемы «<данные изъяты>» дохода в размере 20% в месяц, а участниками, которые являются пенсионерам и инвалидам - 30%. Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности, заявленный доход (далее - «выигрыш») может перечисляться участникам схемы «<данные изъяты>» путем привлечения денежных средств новых участников схемы «<данные изъяты>». Реализация схемы «<данные изъяты>» с использованием электронных денег не предполагает получение участниками наличных денежных средств. Перечисленные в качестве «выигрыша» электронные деньги участники схемы «<данные изъяты>» могут использовать для оплаты товаров, услуг через Интернет, либо перечислить на свой банковский счет, открытый в кредитной организации. Кроме того, вывод денежных средств из схемы «<данные изъяты>» возможен с использованием расчетных счетов организаций, в том числе фиктивных юридических лиц, созданных с целью получения наличных денежных средств. Схема «<данные изъяты>» вне зависимости от способа размещения денежных средств не предполагает фиксацию факта приобретения участником виртуальных <данные изъяты>, что дает право управляющему схемой «<данные изъяты>», а также «десятникам», «сотникам», «тысячникам» использовать без согласия участника его денежные средства, внесенные в оплату виртуальных <данные изъяты>. Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Так, ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Статьей 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> следует ограничить.
Представитель ответчика ЗАО «Информационно – Коммуникационные Сети» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.9 названного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Судом установлено, что ЗАО «Информационно – Коммуникационные Сети» является одним из Интернет-провайдеров на территории Самарской области.
В ходе мониторинга общедоступной сети Интернет выявлен сайт http://sergey-mavrodi.com/, допускающий на своих страницах материалов, противоречащих действующему законодательству о рекламе. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В силу ст.3 ФЗ от 13.03.2006 года №38-ФЗ РФ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со ст.28 названного закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С ДД.ММ.ГГГГ С организована деятельность по сбору финансовых средств от населения, путем приобретения виртуальных <данные изъяты> (первоначально расчетные единицы назывались «<данные изъяты>»). В силу ст.3 ФЗ от 13.03.2006 года №38-ФЗ РФ «О рекламе» информация, размещенная на официальном сайте организатора «<данные изъяты>» <данные изъяты> является рекламой.
«<данные изъяты>» не является юридическим лицом, однако, по сути своей деятельности оказывает финансовые услуги, так как привлекает и размещает денежные средства физических лиц. По аналогии закона о рекламе к деятельности «<данные изъяты>» применяются основные требования, что и к рекламе финансовых услуг.
Исходя из выводов заключения экспертной комиссии ФАС РФ «<данные изъяты>» признано финансовой пирамидой, поскольку реализация схемы «<данные изъяты>» предполагается в форме социальной сети путем взаимного перечисления гражданами денежных средств через электронные кошельки либо физической передачи наличных денежных средств гражданами выбранному ими физическому лицу. Социальной сетью в данной схеме является самоорганизующаяся группа людей, участие в которой основано на доверии и осуществляется на добровольной основе. Управление схемой «<данные изъяты>» построено по иерархичному принципу.
Все участники схемы «<данные изъяты>» разделены на «десятки», «сотни», «тысячи» и т.д. Управление денежными средствами каждой «десятки» участников осуществляется лицом, выбранным самими участниками и именуемым «десятником». По аналогичному принципу «десятники» назначают «сотника», «сотники» назначают «тысячника». Каждый «десятник», «сотник» и «тысячник» имеет доступ к денежным средствам своей «десятки» либо назначенному управляющим денежными средствами «сотней» участников («десятником» и «сотником», соответственно).
Управление денежными средствами «тысячи» участников осуществляет «тысячник». Управляющий схемой избирается «тысячниками». Каждый «десятник», «сотник» и «тысячник» имеет доступ к денежным средствам своей «десятки» («сотни» и «тысячи», соответственно) участников, в том числе, перечисленным такими участниками в электронные кошельки. Управляющий осуществляет организацию и управление схемой «<данные изъяты>» и имеет доступ к денежным средствам всей системы «<данные изъяты>».
Основными особенностями схемы «<данные изъяты>» являются: высокий доход и отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности с целью получения дохода.
В нарушение ст. 28 Закона 38-Ф3 РФ в блоге размещена информация о возможности получения участниками схемы «<данные изъяты>» дохода в размере 20% в месяц, а участниками, которые являются пенсионерам и инвалидам - 30%. Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности, заявленный доход («выигрыш») может перечисляться участникам схемы «<данные изъяты>» путем привлечения денежных средств новых участников схемы «<данные изъяты>».
Реализация схемы «<данные изъяты>» с использованием электронных денег не предполагает получение участниками наличных денежных средств. Перечисленные в качестве «выигрыша» электронные деньги участники схемы «<данные изъяты>» могут использовать для оплаты товаров, услуг через Интернет, либо перечислить на свой банковский счет, открытый в кредитной организации.
Кроме того, вывод денежных средств из схемы «<данные изъяты>» возможен с использованием расчетных счетов организаций, в том числе фиктивных юридических лиц, созданных с целью получения наличных денежных средств.
Схема «<данные изъяты>» вне зависимости от способа размещения денежных средств не предполагает фиксацию факта приобретения участником виртуальных <данные изъяты>, что дает право управляющему схемой «<данные изъяты>», а также «десятникам», «сотникам», «тысячникам» использовать без согласия участника его денежные средства, внесенные в оплату виртуальных <данные изъяты>.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости применения мер по ограничению доступа к Интернет - сайту <данные изъяты>/ и, следовательно, удовлетворении исковых требований прокурора г. Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 12 ГК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Иск Прокурора г. Тольятти Самарской области удовлетворить.
Обязать ЗАО «Информационно – Коммуникационные Сети» ограничить доступ к Интернет сайту <данные изъяты>/.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиками в Центральный районный суд г.Тольятти в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: