Решение по делу № 2-596/2020 ~ М-570/2020 от 10.11.2020

Дело №2-596/2020

УИД 04RS0019-01-2020-001223-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                       29 декабря 2020 года

    Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии прокурора Дульской И.Г., ответчика Мериновой Н.П., представителя ответчика Крашенинникова Е.В., представителя третьего лица Шангиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района к Мериновой Н. П. о возмещении материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор обратился в суд с иском к Мериновой Н.П. о возмещении материального ущерба, причиненного незаконной выплатой стимулирующих выплат как преподавателю, в размере 999275,43 руб. за период с <данные изъяты>.

    Требования мотивированы следующим. В ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности <данные изъяты> установлено, что директор школы Меринова Н.П. фактически совмещала должность директора образовательного учреждения и учителя истории в связи с чем получала выплаты стимулирующего характера как руководитель школы и как преподаватель.

    Истец полагает, что поскольку заработная плата за выполнение работы по совмещаемой должности (профессии) работнику не выплачивается, ему не могут быть установлены как таковые и выплаты, предусмотренные в составе заработной платы по этой должности (профессии) (ни оклад, ни компенсационные, ни стимулирующие выплаты).

Таким образом, директору образовательного учреждения, выполняющему работу преподавателя в порядке совмещения, стимулирующие выплаты как преподавателю начисляться не должны. За выполнение директором такой дополнительной работы производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению.

Проверкой установлено, что директором <данные изъяты> Мериновой Н.П. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утверждены приказы о распределении стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе явившиеся основанием для производства выплат самой Мериновой в общей сумме 99275,43 руб.

    Прокурор обращается в суд с иском в интересах Республики Бурятия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства образования и науки РБ, поскольку денежные средства на финансовое обеспечение в виде фонда оплаты труда, обеспечивающего выплату стимулирующих денежных средств педагога школы доводились из бюджета Республики Бурятия.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Дульская И.Г. исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иске. Просила взыскать с ответчика, с учетом уточнения суммы взыскания (за вычетом налога -13%), 86369,62 руб.

    Ответчик Меринова Н.П., ее представитель Крашенинников Е.В. возражали против доводов иска, просили в иске отказать. Полагали, что ущерба республиканскому бюджету причинено не было, в результате действия Мериновой перерасходования бюджета не допущено. Меринова не сама принимала решение, а Управляющий совет школы. Законодательство не содержит запрета на выплату стимулирующих выплат директору школы за выполнение работы учителя.

    В судебное заседание представитель Министерства образования и науки РБ не явился, извещены надлежаще, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

    Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель третьего лица МУ УО Прибайкальского района Шангина Н.Н., по доверенности, возражала против исковых требований, полагала, что стимулирующие выплаты Мериновой как педагогу произведены законно.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда руководителей муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

В соответствии с абз. 13,14 п.9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера выплачиваются по решению федерального государственного органа, федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.

Условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".

Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Постановлением Правительства РБ от 18.09.2007 N 289 утверждена Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных организаций в Республике Бурятия" (далее Методика), Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций".

Настоящая Методика, согласно п. 1.3, применяется в отношении административно-управленческого персонала, педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. В отношении педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс в индивидуальном порядке (домашнее, дистанционное обучение, индивидуальные коррекционные занятия), учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала и работников иных категорий действует система оплаты труда работников, включающая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Распределение стимулирующих выплат, осуществляемых за счет стимулирующей части фонда оплаты труда, производится органом управления общеобразовательной организации (попечительским советом, управляющим советом и т.п.) по представлению руководителя организации и с учетом мнения профсоюзной организации (п. 8.2).

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, в том числе определение долей стимулирующего фонда между профессиональными квалификационными группами должностей, определяются локальными актами общеобразовательной организации и (или) в коллективных договорах (п.8.4).

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций приведено в приложении N 4(п. 8.4).

В соответствии с п. 1.2 Приложения N 4 система стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательной организации включает в себя соответствующие выплаты по результатам труда.

Из материалов дела следует, что ответчик Меринова Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность директора <данные изъяты>

В ДД.ММ.ГГГГ г. Мериновой Н.П. начислены стимулирующие выплаты как педагогу в общей сумме 23888,18 руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. – 33877,95 руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. – 12941,46 руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. – 28567,84 руб., в всего 99275,43 руб.

Указанные стимулирующие выплаты педагогическим работникам школы распределены на основании приказов директора школы, протоколов заседании управляющего совета школы.

Согласно п. 19 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в качестве поощрения руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера из централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений (п. 19).

Из материалов дела следует, что Меринова Н.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. выполняла в порядке внутреннего совмещения дополнительную работу учителя истории с доплатой к заработной плате, что сторонами не оспаривается.

Приказом МУ Управления Образования Прибайкальского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о распределении фонда стимулирования руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций.

Приказом МУ Управления Образования Прибайкальского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в указанное Положение, а именно раздел 2 «Порядок стимулирования» дополнен пунктом 2.5 следующего содержания:

осуществление стимулирующих выплат руководителю, в том числе за работу в порядке совмещения должностей, производится по приказу Муниципального учреждения Управление образования Прибайкальского района. Выполнение руководителями общеобразовательных организаций и их заместителями дополнительной работы по совмещению размещается в случае замены временно отсутствующего специалиста по основной деятельности в соответствии с положением по оплате труда работников. Решения о работе по совмещению в отношении руководителей общеобразовательных организаций принимаются учредителем.

В ходе рассмотрения дела, установлено, что в соответствии с указанным Положением решение о дополнительной работе по совмещению учителем истории в отношении Мериновой принято учредителем - МУ Управление образования Прибайкальского района, о чем принимались дополнительные соглашения к трудовым договорам. Оплата дополнительной работы, в том числе выплата стимулирующих выплат в порядке совмещения должностей (за работу учителем истории) Мериновой произведена централизованной бухгалтерией по приказу МУ Управление образования Прибайкальского района. Истом не представлено сведений и доказательств, что за указанную работу в качестве учителя истории Меринова уже получила стимулирующие выплаты как руководитель. Виновных действий ответчика Мериновой не установлено.

В судебном заседании свидетель ИНВ показала, что работает энономистом в централизованной бухгалтерии МУ Управления образования Прибайкальского района. Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения рассчитывается по нормативу исходя из количества учащихся и не зависит от количества работников, в том числе педагогов. Стимулирующая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения составляет от 10% до 30%, централизованный фонд стимулирования руководителей общеобразовательного учреждения – 3%. Денежные средства на оплату труда общеобразовательного учреждения поступают из республиканского бюджета в муниципальный район, который распределяет их по образовательным учреждениям.

Свидетель СЕИ в судебном заседании показала, что работает главным бухгалтером в централизованной бухгалтерии МУ Управления образования Прибайкальского района. Стимулирующие выплаты производятся централизованной бухгалтерией на основании приказа руководителя школы.

Кроме того, согласно п.3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 13 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативы финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов субвенций установлены постановлением Правительства РБ от 02.12.2014 г. №599 (в редакции действующей на момент рассмотрения дела от 09.11.2020 г.), из которого следует, что нормативы оплаты труда педагогическим работникам устанавливаются исходя из количества учащихся.

Распределение субвенций местным бюджетам из республиканского бюджета утверждается законом Республики Бурятия о республиканском бюджете по каждому муниципальному образованию в виде субвенций.

Постановлением Правительства РБ от 18.09.2007 N 289 "О системе оплаты труда работников общеобразовательных организаций в Республике Бурятия" утверждены "Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных организаций в Республике Бурятия", "Примерное положением о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций", "Примерное положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций", "Примерное положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций".

В соответствии с ч.4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Из анализа указанной нормы следует, что орган местного самоуправления МО «Прибайкальский район» самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда педагогов муниципальных учреждений и самостоятельно производит распределении субвенций по муниципальным образовательным учреждениям.

Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

Таким образом, доводы иска о причинении материального ущерба Республике Бурятия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства образования и науки РБ, не нашли своего подтверждения входе рассмотрения дела, поскольку исходя из вышеуказанных норм выделяемые из бюджета республики денежные средства в виде субвенций на оплату труда педагогических работников, в том числе на стимулирующие выплаты, рассчитываются исходя из количества учащихся учебной организации, и не зависят от числе педагогических работников, среди которых будут распределены стимулирующие выплаты, при этом общая сумма субвенций доводится до органа местного самоуправления, в данном случае - МО «Прибайкальский район», который самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда педагогов муниципальных учреждений и самостоятельно производит распределении субвенций по муниципальным образовательным учреждениям, следовательно, размер выделяемых денежных средств в виде субвенций не завит от действий директора или иного должностного лица конкретного общеобразовательного учреждения.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств причинения вреда действиями ответчика Мериновой Республике Бурятия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства образования и науки РБ, в интересах которой подано исковое заявление.

Кроме того, в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Истец в обоснование своих требований ссылается на ст. 1064 ГК РФ, просит взыскать с Мериновой вред, причиненный Республике Бурятия, незаконными действиями по начислению и выплате выплат стимулирующего характера.

Между тем, если исходить из того, что стимулирующие денежные средства были выплачены ответчику в том числе в составе заработной платы, то в данном случае следует руководствоваться положениями ст. 392 Трудового кодека РФ, в связи с чем требования иска о взыскании денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ также заявлены за пределами срока для обращения в суд.

Оценив представленные доказательства, как в совокупности, так и в отдельности, суд полагает, что исковые требования прокурора в интересах Республики Бурятия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства образования и науки РБ к Мериновой Н.П. о возмещении материального ущерба, удовлетворению не подлежат.

На основании изложено и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Прибайкальского района к Мериновой Н. П. о возмещении материального ущерба оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 04 января 2021 года.

Судья                                     Ю.Ю. Туравинина

2-596/2020 ~ М-570/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Дульская Ирина Геннадьевна
Ответчики
Меринова Наталья Павловна
Другие
МУ "Управление образования Прибайкальской районной администрации"
представитель МУ Управления образоваения Прибайкальского района Шангина Наталья Николаевна
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное общеобразовательное учреждение " Туркинская средняя общеобразовательная школа"
Крашенинников Евгений Викторович
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Дело на странице суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
10.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Подготовка дела (собеседование)
03.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
04.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее