Производство № 2-2199/2021
Дело (УИД) № 70RS0001-01-2021-003713-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ершовой Е.Ю.,
при секретаре Вавилиной В.В.,
помощник судьи Микова А.С.,
с участием представителя истца Якубовича А.Л. Падерина Е.В., действующего на основании доверенности №/________/8 от /________/ сроком на пять лет,
представителя ответчика АО «Томскэнергосбыт» Королевой Н.Ю., действующей на основании доверенности /________/ от /________/ сроком по /________/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Якубовича А.Л. к акционерному обществу «Томскэнергосбыт» о признании незаконными действий об отказе в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии, возложении обязанности рассмотреть заявление о применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии,
установил:
Якубович А.Л. обратился в суд с указанным иском к акционерному обществу «Томскэнергосбыт» (далее – АО «Томскэнергосбыт»), в котором просит признать действия АО «Томскэнергосбыт» об отказе в пересмотре тарифа, применяемого для расчёта за потребленную электроэнергию по адресу: г. Томск, /________/, незаконными, обязать рассмотреть заявление о применении понижающего коэффициента 0,7 для расчёта за потребленную электроэнергию в связи с установкой стационарной электроплиты в установленном порядке.
В обоснование требований указано, что Якубович А.Л. с 06.04.2021 является сособственником индивидуального жилого дома, площадью 76,2 кв.м., с кадастровым номером /________/, расположенного по адресу: г. Томск, /________/. Согласно квитанции за электроэнергию, поставщиком энергоснабжения по вышеуказанному адресу является АО «Томскэнергосбыт», номер лицевого счёта истца № /________/. Согласно Приложению 1 к приказу Департамента тарифного регулирования Томской области от 24.12.2020 N 6-666 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Томской области на 2021 год" тариф на электрическую энергию для населения с 01.07.2021 установлен в размере 3,85 руб. На основании п. 1 приказа от 28.03.2014 №8/39 о понижающем коэффициенте к тарифам на электрическую энергию для населения Томской области, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, на территории Томской области установлен понижающий коэффициент 0,7. Пунктом 71 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 21.07.2021) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике") при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения. Для применения понижающего коэффициента истцом заказан технический паспорт на жилое здание с указанием стационарной электроплиты для пищеприготовления, изготовленный впоследствии кадастровым инженером Усольцевой Ю.С. 28.05.2021 истцом через единое окно ООО «ЕИРЦ ТО», расположенное в здании АО «Томскэнергосбыт», подано заявление о применении понижающего коэффициента 0,7 для расчёта за потребленную электроэнергию в связи с установкой стационарной электроплиты с приложением копии документа, подтверждающего право собственности, справки из ОАО «Томскоблгаз» об отсутствии газобаллонной установки и технического паспорта жилого дома. 29.06.2021 в адрес истца ответчиком направлен ответ об отказе в применении понижающего коэффициента, согласно которому технические паспорта могут быть изготовлены только специализированными государственными или муниципальными организациями – филиал АО «Ростехинвенаризация-Федеральное БТИ»; ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», МБУ «Томский городской центр инвентаризации и учёта». В связи с ведением в действие в 2017 году ФЗ-218 в настоящий момент понятие «технический паспорт» не существует, ограничений по кругу организаций/субъектов, которые уполномочены изготавливать технический паспорт, действующее законодательство не содержит. Права на проведение и изготовление кадастровой документации действующим законодательством не предусмотрены. Отказ в применении понижающего коэффициента, выраженный в письме АО «Томскэнергосбыт» от 29.06.2021, нарушает материальные права истца, в связи с оплатой электроэнергию по завышенному тарифу.
В судебном заседании представитель истца Якубовича А.Л. Падерин Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к исковому заявлению. Дополнительно пояснил, что при подаче заявления о применении понижающего коэффициента истцом был предоставлен технический паспорт жилого дома, однако форма технического паспорта, приведенная в приложении №12 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, на которую ссылается ответчик, применяется в рамках инвентаризации, так как относится к учету объектов недвижимости. Утверждения ответчика о необходимости изготовления технического паспорта только БТИ голословно, доказательств тому не представлено. Ссылки на нормативно-правовые акты не имеют отношения к настоящему спору. Основная цель изготовления технического паспорта для применения понижающего коэффициента - подтверждение установки стационарной электроплиты для пищеприготовления, представленный технический паспорт подтверждается данный факт. На текущий момент газобалонная установка по адресу: г.Томск, /________/ отсутствует, начисления по электроэнергии с января по апрель составили 42595,08 руб. Якубович А.Л. является собственником индивидуального жилого дома по указанному адресу.
Представитель ответчика АО «Томскэнергосбыт» Королева Н.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому на основании п.71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, при утверждении цен (тарифов) за электроэнергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. В связи с этим АО «Томскэнергосбыт» для применения понижающего коэффициента требует от потребителей предоставления технического паспорта жилого помещения. Жилищный кодекс РФ предусматривает наличие государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, порядок осуществления которого до настоящего времени не установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 продолжает действовать в силу ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 №189-ФЗ, согласно которой впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному кодексу и указанному закону. Техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда осуществляют специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, что также подтверждается письмом Минэкономразвития России № Д23и-2365 от 22.05.2015 «О наделении полномочий на осуществление работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства". Объект истца – жилой дом, отнесенный к жилищному фонду, в связи с чем на данный объект может быть изготовлен технический паспорт органами, осуществляющими государственный жилищный учет (МБУ «ТГЦИ», ОГБУ «ТОЦИК», ТО Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ»). Технический паспорт, изготовленный неуполномоченным на то лицом, не может являться основанием для применения понимающего коэффициента 0,7 к тарифу на электрическую энергию. Дополнительно пояснила, что факт подключения Якубовичем А.Л. электроплиты по указанному адресу стороной ответчика не оспаривается.
Истец Якубович А.Л., представитель третьего лица ООО «Единый информационно-расчетный центр Томской области» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, определив на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, суд приходит к следующему.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно указанным Правилам исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в том числе, в жилых домах (домовладениях).
Судом установлено, следует из материалов дела, что Якубович А.Л. является собственником одноэтажного индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, /________/, общей площадью 76,2 кв.м., с кадастровым номером /________/
Поставщиком энергоснабжения по вышеуказанному адресу является АО «Томскэнергосбыт», что подтверждается едиными платежными документами на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь- апрель 2021 года и не оспаривалось в судебном заседании.
Кадастровым инженером ФИО6 по состоянию на 07.05.2021 изготовлен технический паспорт жилого здания, расположенного по адресу: г. Томск, /________/.
28.05.2021, с целью применения понижающего коэффициента 0,7 для расчета за потребленную электроэнергию в связи с установкой стационарной электроплиты, Якубович А.Л. обратился с заявлением в ООО «ЕИРЦ ТО». В качестве документов, подтверждающих право на применение понижающего коэффициента, представил указанный технический паспорт и справку ООО «Торговый дом ОАО «Томскоблгаз» от 11.05.2021 об отсутствии в жилом доме по адресу: г. Томск, /________/ газобаллонной установки.
Письмом от 29.06.2021 АО «Томскэнергосбыт» Якубовичу А.Л. отказано в пересмотре тарифа, применяемого для расчета за потребленную электроэнергию, поскольку представленный последним документ не является основанием для такого пересмотра, так как ЖК РФ предусмотрен исключительно государственный учет жилищного фонда, соответственно, технические паспорта могут быть изготовлены только специализированными государственными или муниципальными организациями.
Исковые требования истца о признании незаконными действий об отказе в применении пониженного коэффициента 0,7 по оплате электроэнергии суд полагает не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.
В силу п.71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Согласно п.1 Приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 24.12.2020 N 6-666 «О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Томской области на 2021 год» (далее – Приказ) цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Томской области с 01.01.2021 по 30.06.2021 по г. Томску Томской области составляет 3, 66 руб., с 01.07.2021 по 31.12.2021– 3, 85 руб.
В соответствии с п. 1 Приложения 3 Приказа при установлении тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненных к ним категорий потребителей с 01.01.2021 по 30.06.2021 применяется понижающий коэффициент 0,70, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 0,71.
Из буквального содержания указанной нормы следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками в установленном порядке.
Порядок оборудования жилых помещений электроплитами и электроотопительными установками регулируется отдельными нормативными актами.
Так, Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 и зарегистрированной в Минюсте России 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция), определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Согласно п. 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.
В силу п. 4.2.1 Инструкции разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
В то же время, согласно п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Согласно ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.
Таким образом, действующим законодательством регламентирован порядок и условия установки электрических плит и электроотопительных приборов в жилом доме, поэтому понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения, в то время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.
Как установлено в судебном заседании, истцом в подтверждение факта оборудования жилого дома в установленном порядке электроплитой для пищеприготовления представлен технический паспорт, составленный кадастровым инженером ФИО13. по состоянию на 07.05.2021, и имеющий обозначение электроплиты.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о соблюдении установленного порядка оборудования жилого дома электроплитой для пищеприготовления.
В соответствии с п. 5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Технический паспорт жилого помещения (помещения в многоквартирном доме) является результатом технического учета, который проводится в соответствии с Инструкцией о проведении учета, в целях учета жилищного фонда и для получения информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
Форма технического паспорта жилого помещения (квартиры) (помещения в многоквартирном доме) содержится в Приложении N 13 к Инструкции о проведении учета. Технический паспорт содержит план квартиры (выкопировку из поэтажного плана дома), сведения о принадлежности жилого помещения субъекту прав, включая документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования, экспликацию (описание) площади квартиры, включающее в себя площадь жилого помещения, в том числе жилую, подсобную площадь, а также площадь лоджий, балконов, террас, веранд и кладовых, кроме того самовольно переоборудованную площадь, высоту помещений, техническое описание и стоимость квартиры.
Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). Они же выдают и технические паспорта на жилые помещения (помещения в многоквартирном доме).
В силу п.1.6 Правил и технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Таким образом, в случае проведения работ, в результате которых изменились технические характеристики и (или) параметры жилого помещения, собственнику надлежит обращаться в организации технической инвентаризации (БТИ) с соответствующим заявлением об актуализации указанных сведений о жилом помещении.
При указанных обстоятельствах, вопреки утверждениям стороны истца, суд приходит к выводу о том, что установленный порядок оборудования жилого помещения стационарной электроплитой для пищеприготовления соблюден не был, а представленный документ (технический паспорт, выданный кадастровым инженером ФИО14 не является основанием для применения понижающего коэффициента, предусмотренного п.71 Основ ценообразования, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Якубовича А.Л. о признании незаконными действий об отказе в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии надлежит отказать.
Как производные от первоначального требования не подлежат удовлетворению и требования истца о возложении обязанности рассмотреть заявление о применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Якубовича А.Л. к акционерному обществу «Томскэнергосбыт» о признании незаконными действий об отказе в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии, возложении обязанности рассмотреть заявление о применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий Е.Ю.Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 20.10.2021.