Дело № 2-2126/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2017 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Адиканко Л.Г.,
при секретаре Вайс Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Коммунальщик» об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в суд с иском к МУПЕР «Коммунальщик», в котором просит обязать ответчика устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в части утверждения уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны водозабора подземных вод, расположенного по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. Требования иска мотивированы тем, что при осуществлении эксплуатации водозаборной скважины, расположенной по указанному выше адресу, МУПЕР «Коммунальщик» нарушает действующее санитарное законодательство: 20.03.2015 года Управлением было выдано заключение о соответствии представленного ответчиком проекта зоны санитарной охраны участка водозабора подземных вод МУПЕР «Коммунальщик» с. Еловое, однако до настоящего времени данный проект не утвержден полномочным органом исполнительной власти субъекта РФ, границы зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны водозаборной скважины указывают на то, что для указанного водного объекта не организована защита в виде поясов зоны санитарной охраны, не разработаны обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источника, на карты градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность. Отсутствие утвержденных границ и зоны санитарной охраны водозаборной скважины не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому факторам.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - МУПЕР «Коммунальщик» в судебное заседание не явился, надлежаще и заблаговременно извещался судом о слушании дела, ходатайств об отложении дела слушанием, о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, в связи с чем, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – администрации Емельяновского района Антонова Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что в настоящее время ответчиком возобновлены работы, связанные с утверждением проекта зон санитарной охраны водозабора; полагает, что срок для утверждения проекта, заявленный истцом – 3 месяца – является достаточным.
Выслушав представителя третьего лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 приведенного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 52-ФЗ установлено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных автономных систем питьевого водоснабжения населения обязаны обеспечить соответствие питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Источник водоснабжения и водозаборные сооружения водопровода должны быть защищены от загрязнения путем организации зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с порядком проектирования и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденным Министерством здравоохранения (пункт 2.6 ГОСТа 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиенические, технические требования и правила выбора", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.11.1984 N 4013).
Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) определяют санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе, и для юридических лиц.
Согласно постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 года № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, в пользовании МУПЕР «Коммунальщик» имеется водозабор подземных вод, расположенный по адресу: <адрес>
В порядке исполнения требований санитарного законодательства эксплуатантом указанного водного объекта проведены работы, связанные с подготовкой проекта зон санитарной охраны водозаборной скважины, в ходе которых 14.10.2014 года ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» выдано экспертное заключение о соответствии проекта организации зон санитарной охраны указанного водозаба требованиям санитарных правил и норм (л.д. 11-17); 20.03.2015 года Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано заключение, согласно которого проект организации ЗСО водозабора МУПЕР «Коммунальщик» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 8-10).
При этом, как установлено судом, и подтвердил представитель администрации Емельяновского района в судебном заседании, до настоящего времени проект организации зон санитарной охраны водного источника по указанному выше адресу компетентным органом исполнительной власти Красноярского края, а именно, Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, не утвержден.
Проанализировав представленные в материалы дела сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком при эксплуатации объектов водоснабжения допущены нарушения санитарных норм.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ зоны санитарной охраны водозаборной скважины указывают на то, что для водозабора подземных вод, находящегося в эксплуатации МУПЕР «Коммунальщик» не организована защита в виде поясов зоны санитарной охраны, не разработаны обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источника.
Несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства при эксплуатации данного водного объекта, выражающееся в отсутствии утвержденных границ и зоны санитарной охраны водозаборной скважины, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому факторам.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования иска в части нашедших свое подтверждение в судебном заседании фактов допущенных ответчиком нарушений.
При определении срока, в течение которого ответчику следует устранить допущенные нарушения, суд считает, что заявленный истцом срок в 3 месяца с момента вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Коммунальщик» об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Емельяновского района «Коммунальщик» выполнить действия, связанные с утверждением уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны водозабора подземных вод, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко