Дело № 2-1499/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Советская Гавань 05 октября 2015 года
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Шорохова С.В.,
при секретаре Сизовой О.А.,
с участием истца Малой Е.В., представителя ответчика Гулиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Малой Е.В. к Администрации <данные изъяты> Хабаровского края о возложении обязанности восстановить в списках участников Программы обеспечения жильем молодых семей в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ г. на дату исключения из списка ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
Малой Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты> Хабаровского края в котором просит признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> на 2011-2015 годы» и возложении обязанности восстановить в списках участников Программы обеспечения жильем молодых семей в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ г. на дату исключения из списка ДД.ММ.ГГГГ года, мотивируя тем, что Администрацией <данные изъяты> Хабаровского края постановлением от 07.10.2013 № 68 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий», установлена учетная норма площади жилого помещения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере менее 16,0 кв.м. от общей площади, приходящейся на одного члена семьи.
В судебном заседании истец Малой Е.В. поддержала иск, просит признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы» и обязать ответчика восстановить в списках участников Программы обеспечения жильем молодых семей в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ г. на дату исключения из списка ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку сейчас она проигрывает в очередности.Представитель ответчика Гулина Н.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Администрацией <данные изъяты> реализуется муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденная Постановлением Администрации <данные изъяты> от
ДД.ММ.ГГГГ №. Данная программа разработана в соответствии с Постановление Правительства РФ от 17.10.2010 № 1050, которым утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы» и подпрограмма в ней «Обеспечение жильем молодых семей». В соответствии с п. «б» ст. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О федеральной целевой программе "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы" (далее - Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. Молодая семья в составе: Малый К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малая В.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., подала заявление в Комитет по спорту туризму и молодежной политике Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., протоколом № заседания комиссии по признанию нуждающимися в жилье молодых семей городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Администрации <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании нуждающимися в жилье молодых семей» признаны нуждающимися в жилом помещении. На основании изложенного следует вывод о неправомерности признания жилищной комиссией городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» нуждающимися в жилом помещении молодой семьи Малой. В связи с чем, на основании протокола № районной комиссии по распределению средств на приобретение жилья для молодых семей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы»» молодая семья в составе: Малый К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малая В.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., снята с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы».
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, нахожу исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно выписок из лицевых счетов от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ г., и это не оспаривается сторонами, Малой Е.В. и Малая В.К. зарегистрированы как члены семьи собственника по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., кроме них в этой квартире зарегистрировано еще 2 человека. Малый К.Н. зарегистрирован как член семьи нанимателя по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., кроме него в квартире зарегистрирован еще 1 человек. Таким образом, на одного члена семьи приходилось <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> Согласно постановления Главы городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади жилого помещения», действовавшего в ДД.ММ.ГГГГ году и по настоящее время, учетная норма площади жилого помещения определена в размере <данные изъяты> кв.м. Молодая семья в составе: Малый К.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малая В.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., подала заявление в Комитет по спорту туризму и молодежной политике Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., протоколом № заседания комиссии по признанию нуждающимися в жилье молодых семей городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет, и снята постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы».
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы», поквартирными карточками по адресам в <адрес>: <адрес>, в <адрес>: <адрес>, <адрес>.
В соответствии с ч.2 ст.11, ч.5 ст. 12 Закона Хабаровского края
от 13 октября 2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим учет:
1) документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий);
2) решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим (при обращении гражданина для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в орган местного самоуправления);
3) документы, подтверждающие состав семьи;
4) документы, подтверждающие право пользования (собственности) жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи;
5) документы, официально подтверждающие факт проживания гражданина, подавшего заявление о принятии на учет, и иных граждан в жилом помещении.
Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязаны письменно сообщать обо всех изменениях в составе семьи, перемене места жительства, возникновении или прекращении оснований для получения жилых помещений вне очереди с предоставлением соответствующих документов. Изменения приобщаются к учетным делам граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что на момент принятия решения Администрации <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ года, оформленного протоколом № заседания комиссии по признанию нуждающимися в жилье молодых семей городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», семья Малой не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", и в рамках ее реализации утверждены "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", которыми установлен порядок предоставления данных выплат, а также предусмотрены условия участия молодой семьи в подпрограмме.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. "б" п. 6 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, т.е. поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 7 Правил).
Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 ст. 51 ЖК РФ).
Таким образом, молодая семья истца имела бы право на участие в подпрограмме при обязательном соответствии предусмотренным п. 6 Правил условиям.
Согласно постановления Главы городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади жилого помещения», действовавшего в ДД.ММ.ГГГГ году и по настоящее время, учетная норма площади жилого помещения определена в размере <данные изъяты> кв.м., тогда как на члена семьи Малой приходится <данные изъяты> кв.м.
Доводы, изложенные истцом о том, что Администрацией городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий», установлена учетная норма площади жилого помещения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере менее <данные изъяты> кв.м. от общей площади, приходящейся на одного члена семьи, и её не должны были исключать из Программы, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными пунктами "в" и "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления регулирования в социально-экономической сфере, формирования федеральных целевых программ, обеспечения их реализации в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило оспариваемые Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 8 июля 2014 г. N 21-П, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Согласно разделу II подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы основной ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. В связи с этим предоставление государственной поддержки в виде социальной выплаты осуществляется с целью увеличения жилой площади молодых семей и последующим снятием таких семей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 8 июля 2014 г. N 21-П, Правительство Российской Федерации - соблюдая требования Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс публичных и частных интересов, не нарушая принципы справедливости и равенства, выступающие конституционным критерием оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, и реализуя в рамках Подпрограммы возложенные на него статьей 40 и пунктами "в", "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации дискреционные полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов - вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты, ее размер, условия предоставления и использования.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется.
Постановление Администрации <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» противоречит Правилам и Жилищному кодексу Российской Федерации, поскольку статья 51 Кодекса устанавливает основания и условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и не содержит исключений для разных категорий граждан нуждающимися в жилых помещениях, не предполагает наличие нескольких учетных норм, установленных в порядке статьи 50 ЖК РФ.
В соответствии с ч.ч.7, 8 с ст. ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах ответчиком правомерно не было применено постановление Администрации <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с регистрационного учета по Программе «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы», а применено постановление Главы городского поселения <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади жилого помещения», которое соответствует положениям ЖК РФ и действует по настоящее время.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Малой Е.В. к Администрации <данные изъяты> Хабаровского края о возложении обязанности восстановить в списках участников Программы обеспечения жильем молодых семей в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ г. на дату исключения из списка ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (06.10.2015 года) через Советско-Гаванский городской суд.
Судья С.В. Шорохов