Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4212/2015 ~ М-4016/2015 от 09.09.2015

Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2015 года                              город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи         Бохолдиной Е.Г.

при секретаре                 Гунченко В.Ю.

с участием истца     Орловой О.А.

представителя ответчика            Обрядина В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4212/2015 по иску Орловой О.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о возложении обязанности к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

    Орлова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее по тексту – ГУ УПФ, пенсионный орган) о возложении обязанности к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с решением ГУ – УПФ в Ленинском округе города Мурманска от 22 мая 2013 года ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии *** от 22 мая 2013 года. 22 декабря 2014 года ответчик отказал в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского капитала, указав на наличие своего решения от 22 декабря 2014 года о признании сертификата недействительным по тому основанию, что сертифицируемый ребенок *** года рождения имел гражданство Казахстана по рождению. По мнению истца, названные решения неправомерны, поскольку она получила сертификат на законных основаниях, в связи с получением сертификата ее семья заключила договор купли-продажи квартиры с использованием средств материнского капитала. Просила суд возложить на ответчика обязанность выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и направить средства материнского капитала на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании истец Орлова О.А. заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме.

    Представитель ответчика Обрядин В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, полагал решение пенсионного органа об отказе в выдаче истцу государственного материнского (семейного) капитала законным и обоснованным, просил в иске истцу отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

    Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (отказного), суд находит заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; вместе с тем соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и включает в себя пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на эти дополнительные меры возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Из содержания приведенных выше положений Закона следует, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», признает юридически значимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наличие гражданства Российской Федерации как у самих детей, с рождением которых закон связывает возникновение права приобретения на дополнительные меры государственной поддержки, так и у их родителей.

На основании положений статьи 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

    Согласно части 2 статьи 5 приведенного выше Федерального закона правила подачи заявления о выдаче сертификата устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5,6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 года № 1180н, (далее – Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата или Правила) заявление о выдаче сертификата подается, в том числе, с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей.

В заявлении, среди прочих данных, указываются сведения о принадлежности к гражданству, о детях (фамилия, имя, отчество, пол, реквизиты свидетельства о рождении, дата и место рождения, гражданство); сведения о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, очередность рождения (усыновления), в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу пункта 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, подпункта «а» пункта 9 Правил отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.

Как следует из материалов дела, 24 апреля 2013 года Орлова О.А. обратилась в ГУ-УПФ в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как лицо, которое имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска от 22 мая 2013 года истице был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал *** от 22 мая 2013 года.

22 декабря 2014 года ГУ-УПФ РФ в Ленинском округе города Мурманска принято решение о признании недействительным указанного сертификата и 22 декабря 2014 года ответчик отказал в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами материнского капитала.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, принимая, вышеуказанные решения, ответчик исходил из того, что российское гражданство сертифицируемого ребенка должно быть приобретено по рождению.

Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

В силу статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

На основании статьи 12 указанного Федерального закона ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Наличие гражданства Российской Федерации у несовершеннолетних в возрасте до 14 лет подтверждают следующие документы:

свидетельство о рождении может удостоверять наличие у ребенка гражданства Российской Федерации по рождению, если это свидетельство внесены сведения (пункт 45.3 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325):

- о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (независимо от места рождения ребенка);

- о гражданстве Российской Федерации одного из родителей при условии, что другой родитель является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

- о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации;

свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, может удостоверять наличие у ребенка гражданства Российской Федерации по рождению (пункт 45.4 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 1325):

- если в свидетельство о рождении внесены сведения о гражданстве Российской Федерации одного из родителей ребенка, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился за пределами РФ и ему не предоставлено гражданство иностранного государства;

- в свидетельство о рождении внесены сведения о гражданстве иностранного государства обоих родителей или единственного родителя ребенка либо в свидетельстве о рождении такие сведения отсутствуют в связи с тем, что родители или единственный родитель являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Отметку, подтверждающую гражданство Российской Федерации, в свидетельстве о рождении проставляет полномочный орган на основании устного обращения родителей (родителя) в день обращения.

Как следует из материалов дела истцом Орловой О.А. гражданство Российской Федерации принято на основании решения УФМС России по Мурманской области от 09.02.2013 года, ее дети родились в Казахстане и приняты в гражданство Российской Федерации на основании решения УФМС России по Мурманской области от 09.02.2013 года (л.д.36).

Таким образом, на дату рождения второго ребенка - ФИО2 *** года рождения, Орлова О.А. и ее другой несовершеннолетний ребенок ФИО1 *** года рождения, не имели гражданства Российской Федерации.

Проанализировав приведенные выше нормы права в их системной взаимосвязи, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что отсутствие гражданства Российской Федерации у истицы и ее несовершеннолетнего ребенка на дату рождения второго ребенка ФИО2, исключает возможность признания за истицей права на дополнительную меру государственной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Таким образом у пенсионного органа отсутствуют правовые основания для выдачи Орловой О.А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка и, как следствие, основания для выдачи ей разрешения на распоряжение средствами материнского капитала.

Фактически, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал *** от 22 мая 2013 года был выдан Орловой О.А. как лицу, не имеющему права на его получение, т.е. выдан с нарушением положений части 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Орловой О.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о возложении обязанности к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья              Е.Г.Бохолдина

2-4212/2015 ~ М-4016/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлова Ольга Александровна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском АО г. Мурманска
Другие
Комитет по образованию администрации г. Мурманска в лице отдела опеки и попечительства
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Бохолдина Елена Григорьевна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
09.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2015Передача материалов судье
14.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2015Предварительное судебное заседание
11.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2015Дело оформлено
28.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее