Дело № 2а-87/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2017 года г. Томск
Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Федоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., с участием представителя административного истца Маркелова Р.О., действующего по доверенности от 14.11.2016 № 70 АА 0984023 сроком действия один год, представителя административного ответчика администрации Ленинского района г.Томска Лебедевой Т.К., действующей по доверенности №1 от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сарычева К.В. к администрации Ленинского района г.Томска о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, возложении обязанности выдать решение о согласовании перепланировки жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Сарычев К.В. обратился в суд с указанным административным иском к администрации Ленинского района г.Томска, в обоснование заявленных требований указал, что обратился в администрацию Ленинского района с заявлением о возможности переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащего ему, ФИО1, ФИО2 15.08.2016 администрация Ленинского района г. Томска приняла решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения № 137/10-19 на основании п.3 ст. 27 ЖК РФ – несоответствие проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Полагает указанное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его право собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Считает, что проект выполнен в соответствии с действующими нормами и правилами ООО «Элит проект», которое имеет свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Просит признать решение администрации Ленинского района г. Томска от 15.08.2016 № 137/10-19 незаконным и необоснованным, обязать администрацию Ленинского района г. Томска выдать решение о согласовании перепланировки жилого помещения по <адрес обезличен>.
Административный истец Сарычев К.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца Маркелов Р.О. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, пояснил, что решение является незаконным, не содержит ссылки, обосновывающей отказ, перепланировка квартиры не противоречит существующим требованиям, не нарушает конструкции дома, проект перепланировки никем не оспорен, он соответствует всем нормам и правилам, квалификация эксперта подтверждена.
Представитель административного ответчика Лебедева Т.К. в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала решение администрации Ленинского района г. Томска законным и обоснованным, пояснила, что решение администрации соответствует регламенту предоставления муниципальной услуги и ЖК РФ, заявителю отказано в согласовании планировки по причине несоответствия перепланировки правилам технической эксплуатации здания. Проект предусматривает устройство дополнительного проема в панельном жилом доме, что запрещено Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. Суть перепланировки заключается в объединении двух отдельных жилых помещений, однако сведений о собственнике квартиры <номер обезличен> и его согласия не было представлено. Также пояснила, что в оспариваемом решении допущена описка при ссылке на ст.27 ЖК РФ, пропущено указание на часть 1 ст.27 ЖК РФ, при ссылке на пункт 3.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.7 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч.5).
В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Следовательно, под перепланировкой законодательством подразумевается изменение конфигурации изолированного жилого помещения, являющегося недвижимым имуществом.
По смыслу положений ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства или перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого или перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч.2).
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч.3).
Согласно ч.1,2 ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1)непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что Сарычев К.В. является собственником 9/10 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 59,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен>. Собственниками долей в праве собственности на указанное жилое помещение являются также ФИО2, ФИО1, по 1/20 доли у каждого, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 70-АВ 572269, 70-АВ 572268, 70-АВ 572267 от 28.05.2014.
На основании заявления административного истца, ООО «Элит проект» разработан проект перепланировки квартир <номер обезличен> жилого здания <номер обезличен> по <адрес обезличен>.
В материалах дела имеется свидетельство № 0055-10 от 08.09.2011, которым подтверждается допуск ООО «Элит проект» к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В приложении к свидетельству значатся, в том числе, работы по организации подготовки проектной документации (л.д. 46-47).
Решением администрации Ленинского района г. Томска № 137/10-19 от 15.08.2016 в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> Сарычеву К.В., ФИО1, ФИО2 отказано на основании п. 3 ст. 27 ЖК РФ.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в решении администрации имеется описка, поскольку заявителям отказано в согласовании перепланировки на основании п. 3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ.
Суд принимает во внимание пояснения представителя ответчика, поскольку пункт (часть) 3 ст. 27 ЖК РФ не содержит оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а определяет сроки направления решения заявителю.
Таким образом, Сарычеву К.В. было отказано в согласовании перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ).
В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО3, выполнивший проект перепланировки квартир <номер обезличен> жилого здания <номер обезличен> по <адрес обезличен>. Из показаний указанного свидетеля следует, что при подготовке проекта проверена прочность бетонопанели, произведен осмотр выше и нижерасположенных квартир, дополнительных проемов обнаружено не было, однако в проекте это никак не отражено. При выполнении таких проемов в других квартирах напряжения стеновой панели изменятся. Проекта здания у него не имелось, техническая документация на дом им не изучалась, поскольку это серийный дом. О наличии запрета на устройство проемов в панелях крупнопанельных домов ему известно.
В соответствии с проектом перепланировки квартир <номер обезличен> жилого здания по адресу: <адрес обезличен> подготовленного ООО «Элит проект», обследуемая квартира находится в крупнопанельном здании, построенного из типовых конструкций серии 75. Несущими стенами служат панели из армированного тяжелого бетона класса В.22.5; наружные стены – самонесущие, трехслойные, керамзитобетонные панели (п.п. 2.1, 2.5.1 проекта).
Указанным проектом перепланировки предусмотрено устройство дополнительного дверного проема во внутренней самонесущей стене четвертого этажа между квартирами <номер обезличен> При наличии в проекте указания на отсутствие аналогичных перепланировок в выше и нижерасположенных квартирах в многоэтажном доме, отсутствуют какие-либо объективные сведения, подтверждающие данное утверждение (фотоматериалы, технические паспорта и т.п.), какие именно квартиры осматривались экспертом не указано. В проекте не отражено, что эксперт изучал технические и кадастровые паспорта жилых помещений <номер обезличен> приложением к проекту эти документы не являются. Техническая документация на жилой дом по <адрес обезличен> при составлении проекта не изучалась.
Как установлено п.1.7 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Согласно п. 4.2.4.9 Правил, не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
В соответствии с п.п. «а» п. 558 «Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.11.1960 № 333, запрещаются пробивки оконных и дверных проемов в стенах каркасно-панельных, крупноблочных и каркасно-засыпных зданий, а также в стенах, сложенных по системе облегченных кладок и в несущих перегородках.
Таким образом, действующими правилам и нормами эксплуатации жилищного фонда предусмотрен прямой запрет на пробивание проемов в стенах панельных зданий.
Кроме того, Сарычев К.В., ФИО2, ФИО1 являются собственниками изолированного жилого помещения - квартиры <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>.
В то же время проект перепланировки квартир включает в себя устройство дверного проема в соседнюю квартиру <номер обезличен> по <адрес обезличен>, которая также является изолированным жилым помещением.
В случае устройства дверного проема между ними жилые помещение <номер обезличен> и <номер обезличен> перестанут быть изолированными, возникнет новый единый объект недвижимого имущества и жилищных прав, с иным распределение долей в праве собственности.
Административным истцом Сарычевым К.В. не представлено доказательств нахождения квартиры <номер обезличен> по <адрес обезличен> в его собственности, сведений о собственниках указанной квартиры, их мнение о возможности перепланировки административному ответчику для рассмотрения заявления Сарычева К.В. не представлялось, в проекте перепланировки сведений о собственнике квартиры <номер обезличен> по <адрес обезличен> также не отражено.
Поскольку здание по <адрес обезличен> является крупнопанельным, действующими нормами запрещено пробивать дверные проемы в зданиях такого типа, суд приходит к выводу, что при подготовке проекта перепланировки квартир <номер обезличен> по <адрес обезличен> не соблюдены нормы «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.11.1960 № 333, а представленный административным истцом проект противоречит нормам и правилам эксплуатации жилищного фонда Российской Федерации.
Постановлением администрации Города Томска от 29.06.2012 № 769 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
Так, в соответствии с п. 2.11 регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является непредставление документов, определенных подпунктом 1 пункта 2.6 Регламента; представление документов в ненадлежащий орган; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу п. 2.7. Регламента, от заявителя запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением настоящей муниципальной услуги.
Согласно п.п.2 п. 3.3.3 регламента, специалист администрации района Города Томска, ответственный за предоставление муниципальной услуги, в течение 20 календарных дней со дня регистрации запроса рассматривает представленные документы на предмет наличия/отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.11 настоящего Регламента, и принимает по результатам рассмотрения одно из следующих решений: о необходимости принятия решения о перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения (если отсутствуют основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренные пунктом 2.11 настоящего Регламента), либо о необходимости принятия решения об отказе в перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения (если имеются основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренные пунктом 2.11 настоящего Регламента).
Из пояснений представителя истца, представителя ответчика в судебном заседании следует, что в соответствии с требованиями п. 2.6 Регламента, ч.2 ст. 26 ЖК РФ, заявителем представлены документы на кв<номер обезличен> в доме по <адрес обезличен>, проект перепланировки, на основании которых было принято решение.
Истребовать дополнительные документы, проводить экспертизу представленного проекта при рассмотрении заявления административный ответчик при рассмотрении заявления Сарычева К.В. права не имел.
Таким образом, поскольку представленный заявителем проект перепланировки квартир <номер обезличен> по <адрес обезличен>, противоречит требованиям действующего законодательства, администрация Ленинского района г. Томска, рассмотрев с учетом требований административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» заявление Сарычева К.В., пришла к обоснованному выводу об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
На основании изложенного, суд не находит оснований для признания решения администрации Ленинского района г. Томска № 137/10-19 от 15.08.2016 незаконным, возложения на административного ответчика обязанности выдать решение о согласовании перепланировки жилого помещения по <адрес обезличен>, а, следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления Сарычева К.В.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сарычева К.В. к администрации Ленинского района г.Томска о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения квартиры по адресу: <адрес обезличен>, возложении обязанности выдать решение о согласовании перепланировки жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Томска.
Судья И.А.Федорова