№2-4224/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2015 года город Уфа РБ
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,
с участием:
- истца ФИО1,
- представителя ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы ФИО2,
при секретаре судебного заседания Ахмедьяновой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в <адрес> о признании решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда в <адрес> о признании права на досрочную пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свое обращение тем, что решением ГУ Управления пенсионного Фонда РФ в <адрес> Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ (далее Пенсионный фонд) № от ДД.ММ.ГГГГ мне было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п/п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Причина отказа - отсутствие 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Пенсионным фондом мне засчитано в стаж лечебной деятельности только 29 лет 2 месяцев 11 дня.
При этом, в специальный стаж не были зачтены следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности календарно 2 месяца 27 дней;)
ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы 1 день
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 29 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
С данным решением Пенсионного фонда о не включении указанных периодов в специальный стаж, невозможно согласиться в связи со следующим.
В суде ФИО1,. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, обстоятельства, указанные в иске подтвердила.
Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в РФ в <адрес> ФИО2 действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, заявленные ФИО1,. требования не признала предоставив отзыв на исковое заявления ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> исковое заявление об обязании ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и периода отпуска по уходу за ребенком с 21.07.1999-ДД.ММ.ГГГГ г.г., обязании Управления назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ не признает и отклоняет по следующим основаниям.
1. Право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью определяется в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно ч. 2 данной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Истица безосновательно ссылается на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, которыми вообще не предусмотрено включение в лечебный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
В соответствии с п.5 Правил периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренного соответствующим Списком, не менее 80% рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ. При этом 80% рабочего времени определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, и зафиксированная в Правилах внутреннего трудового распорядка.
Условие работы в течение полного рабочего дня закреплено в Разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 г. №5, утвержденном постановлением
Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996 г. № 29. Таким образом, периоды курсов повышения квалификации с отрывом от производства не могут быть включены в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ни в календарном, ни тем более в льготном исчислении.
Считают безосновательной ссылку (истицы на статью 187 ТК РФ и выводы о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть включен в специальный трудовой стаж, поскольку за эти периоды сохраняется место работы и производятся отчисления страховых взносов.
Отчисления страховых взносов еще не подтверждают занятость в течение полного рабочего дня на работах, связанных с лечебной деятельностью, которая является обязательной при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости, а лишь подтверждают право на зачет периодов работы в страховой стаж.
2) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ не предусматривают включение в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком. Данная норма полностью согласуется и с положениями действующего трудового законодательства.
Кроме того, ранее действовавший Кодекс законов о труде РСФСР (ст. 167) в редакции Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, также не предусматривал включение отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при назначении льготной пенсии.
До внесения изменений в сентябре 1992 года ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий стаж работы, а также в стаж работы по специальности. При этом общая норма не содержала указанная о том, что данный отпуск включается в стаж, дающий право на льготную пенсию.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № указал в п. 27. :«При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты)».
В данном случае данное условие не соблюдается: отпуск по уходу за ребенком предоставлен только с ДД.ММ.ГГГГ и протекал до ДД.ММ.ГГГГ г.
Кроме того, согласно статье 9. Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ”0 страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” не подлежат обложению страховыми взносами _для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», истец не учитывает нормы Федерального закона № 212-ФЗ и вводит суд в заблуждение доводом об уплате страховых взносов в период отпуска по уходу за ребенком. Необходимо принять во внимание, что даже при включении в стаж лечебной деятельности периодов курсов повышения квалификации <данные изъяты>) требуемого 30-летнего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ не наберется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично исходя из следующего.
Как установлено судом, Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ (далее Пенсионный фонд) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по тем основаниям, что у нее отсутствует требуемый 30 летний стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Ответчиком в ее стаж лечебной деятельности засчитано <данные изъяты> дней.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии со ст. 19 ч. 1, 2 Федерального Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Ответчик мотивировал свой отказ не включения времени нахождения ФИО4 на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в связи с тем, что это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С данными выводами Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ суд согласиться не может.
Так, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от ДД.ММ.ГГГГ г., в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывают периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При нахождении на курсах повышения квалификации, за работником сохраняется должность и средняя заработная плата, уплачиваются страховые взносы.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из смысла приведенных выше норм Закона, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии старости.
Поскольку периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Из материалов дела установлено, что на момент обращения ФИО1 в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>, за назначением досрочной пенсии по старости, а именно ДД.ММ.ГГГГ года, ответчиком было определено, что её стаж лечебной деятельности составлял <данные изъяты> дней, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Однако, исходя из того, что в стаж лечебной деятельности, дающий право ФИО1 на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подлежат включению периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности календарно 2 месяца 27 дней;), то стаж ее лечебной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ составляет более <данные изъяты> дней, что не является не достаточным для назначения ей досрочной пенсии по старости, но указанные периоды полежат включения в ее стаж.
Относительно требований истца ФИО1 о включении в стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 29 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, суд отказывает в удовлетворении этих требований, поскольку до внесения изменений в сентябре 1992 года ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий стаж работы, а также в стаж работы по специальности. При этом общая норма не содержала указанная о том, что данный отпуск включается в стаж, дающий право на льготную пенсию.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № указал в п. 27. :«При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты)».
Гражданское дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в <адрес> о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочную пенсию по старости – удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ <адрес> Республики Башкортостан включить в стаж, дающий право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности календарно 2 месяца 27 дней.
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд <адрес> РБ в течении 30 дней со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов