Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-6848/2011 от 19.09.2011

Дело № 2 - 6848/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                                17 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гневышевой М.А.,

при секретаре Айдулиной Д.И.,

с участием представителя истца Корякиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколова ФИО1 к ОАО <данные изъяты>» о взыскании незаконно удержанных денежных средств в виде комиссии, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к указанному ответчику с требованиями о взыскании незаконно удержанной комиссии в сумме 375 000 руб., мотивируя свои требования тем, что между ним и ответчиком был заключен договор на выпуск и обслуживание международных банковских дебетовых карт <данные изъяты>, согласно которому банк открывает истцу счет и осуществляет по нему операции по списанию, зачислению денежных средств, а также иные операции, предусмотренные законодательством, банковскими правилами, правилами платежной системы, указанным договором и Тарифами Банка. Согласно выписки из лицевого счета 14.01.2010 г. на счет истца поступила денежная сумма в размере 2 500 000 руб., перечисленная ООО <данные изъяты>» в связи с заключением договора займа, в этот же день ответчиком была удержана комиссия в размере 375 000 руб. за зачисление безналичных средств в соответствии с Тарифами банка в качестве комиссии за совершение операции с денежными средствами, имеющей признаки необычной сделки в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Истец полагает данные действия ответчика незаконными, поскольку сделка по перечислению денежных средств на счет истца была произведена на основании заключенного договора займа, который не является необычной сделкой в соответствии с указанным законом, следовательно, у ответчика отсутствовали основания для взыскания с истца комиссии в размере 15%. Также истец просит взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 25 000 руб., расходы по нотариальному оформлению доверенности в сумме 700 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, представитель истца по нотариальной доверенности Корякина Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просит обратить внимание на то, что комиссия 15% была списана со счета истца правомерно за осуществление операций, имеющих признаки необычных сделок, истец был ознакомлен и согласен с Тарифами Банка, которыми была установлена данная комиссия, о чем он собственноручно расписался в договоре.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судом установлено, что 16.04.2009 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на выпуск и обслуживание международных банковских дебетовых карт <данные изъяты>, по условиям которого ответчик открывает истцу счет и осуществляет по нему операции по списанию, зачислению денежных средств, а также иные операции, предусмотренные законодательством, банковскими правилами, Правилами платежной системы, указанным договором и Тарифами Банка. Согласно п. 4.12. договора Банк в соответствии с Тарифами, взимает с Клиента плату за обслуживание Счета, использование карты, за совершение операций по счету (л.д. 7).

Также судом установлено, что 13.01.2010 г. между истцом и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор займа, по условиям которого ООО «<данные изъяты> обязался передать истцу сумму займа в размере 2 500 000 руб. в срок до 15.01.2010 г., а истец обязался вернуть сумму займа в срок до 15.01.2011г. с уплатой процентов в размере 5% годовых (л.д. 6).

Во исполнение заключенного договора займа ООО «<данные изъяты>» 14.01.2010г. перечислило на счет истца, открытый в ОАО «<данные изъяты>», сумму займа в размере 2 500 000 руб., в этот же день ответчиком была удержана комиссия за зачисление безналичных средств в размере 375 000 руб., что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д. 8-9).

18.01.2010 г. истец обратился к ответчику с заявлением о возврате удержанной комиссии в размере 15% в связи с ее необоснованностью (л.д.10), согласно полученного истцом ответа от 08.02.2010 г. ответчиком отказано в возврате комиссии, поскольку по результатам служебной проверки было установлено, что комиссионный сбор за РКО по проводимым истцом операциям по счету был применен согласно тарифного справочника ОАО «<данные изъяты>», оснований для изменения комиссионного сбора не имеется (л.д. 11).

Как следует из Тарифов ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 14) и приказа от 23.03.2009 г. «Об изменениях в Тарифах Банка» (л.д. 23) за зачисление безналичных денежных средств на счет банковской карты при переводе из другого банка взимается комиссия 0,5% от суммы перевода (п. 1.1.6.), за операцию с денежными средствами, в том числе по их зачислению, переводу на счет, получению в виде наличности, а также с иным имуществом, имеющую признаки необычной сделки в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» взимается комиссия в размере 15% от суммы при совершении операции (п. 1.1.26.).

Как следует из письменных возражений ответчика совершенная по счету истца операция по зачислению денежных средств в сумме 2 500 000 руб. была отнесена Банком к необычным сделкам по следующим признакам: операция носит запутанный характер и не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, поскольку по счету истца совершаются операции на крупные суммы в качестве физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в том числе связанные с обналичиванием денежных средств; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц на банковские счета физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета третьих лиц в течении нескольких дней. В связи с выявлением Банком операции, имеющей признаки необычной сделки, в соответствии с требованиями ФЗ № 115 Банком отправлено в электронном виде сообщение в Федеральную службу по финансовому мониторингу (л.д. 20-22).

В соответствии со ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (ч. 1). Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (ч. 3).

Согласно ст. 848 ГК РФ Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В силу ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ № 115) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 5 ФЗ № 115 в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.

В статье 6 ФЗ № 115 перечислены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, это - операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из указанных в статье видов операций.

Понятие «операции с денежными средствами или иным имуществом» определено в ст. 3 Закона, как действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Там же определено понятие «обязательный контроль» - это совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ № 115 сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статья 7 ФЗ № 115 предусматривает права и закрепляет обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно такие организации обязаны: 1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; 2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей; 3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях; 4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: 5) представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию, указанную в подпункте 4 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Приказом № 103 от 08.05.2009 г., Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что в случае, если у работников Банка при осуществлении внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то Банк обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях. При этом, закон не наделил кредитные организации правом самостоятельно предпринимать меры, ограничивающие либо пресекающие такие операции, в том числе путем установления повышенной комиссии за зачисление денежных средств в на счет клиента. Более того, суд полагает, что в данном случае у ответчика даже не имелось оснований для документального фиксирования информации о сделке, поскольку совершенная по счету истца операция не относятся к операциям, предусмотренным статьей 6 ФЗ № 115, которые подлежат обязательному контролю.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ответчиком неправомерно была удержана комиссия в размере 15% за зачисление безналичных денежных средств, взимаемая за совершение операции с денежными средствами, имеющей признаки необычной сделки в соответствии с ФЗ № 115, поскольку это противоречит нормам закона, нарушает права истца, как потребителя, в связи с чем, удержанная комиссия в сумме 375 000 руб. подлежит возврату истцу. Также суд полагает, что ответчик в нарушение установленного ст. 4 ФЗ № 115 запрета на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, внес в Тарифный справочник ОАО «<данные изъяты>», являющийся общедоступным ввиду публичного характера заключаемых ответчиком типовых договоров, информацию о принимаемых Банком мерах противодействия в виде взимания повышенной комиссии за совершение операций с денежными средствами, имеющих признаки необычных сделок.

Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях (л.д. 20-22), суд полагает необоснованными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права и противоречат требованиям закона.

На основании ст. 100 ГПК РФ с учетом требований разумности, сложности дела, объема оказанных юридических услуг, количества судебных заседаний с участием представителя, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя по данному делу (договор на оказание юридических услуг от 28.03.2011 г. с распиской в получении денежных средств в сумме 25 000 руб. (л.д. 36)) в сумме 15 000 руб.

В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на нотариальной доверенности в сумме 700 руб. (л.д. 33), а также в доход государства с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 6 950 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 845, 848, 851 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 4, 5, 6, 7 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Приказом № 103 от 08.05.2009 г. «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», ст.ст. 3, 12, 56, 67, 98, 100, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соколова ФИО1 - удовлетворить.

Взыскать с ОАО <данные изъяты> в пользу Соколова ФИО7 сумму незаконно удержанной комиссии в размере 375 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей, расходы по нотариальному оформлению доверенности в сумме 700 рублей.

Взыскать с ОАО <данные изъяты>» государственную пошлину в сумме 6 950 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано судьей 24.10.2011г.

Председательствующий судья                                               Гневышева М.А.

2-6848/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов А.Б.
Ответчики
ОАО АКБ СКБ банк
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Гневышева Мария Александровна
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
19.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.09.2011Передача материалов судье
23.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2011Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее