Решение по делу № 2-334/2019 (2-3842/2018;) от 29.11.2018

№ 2-334/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Астрахань 16 января 2019 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,

при секретаре Ашахановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вагизова Рафаэля Анваровича к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на реконструированное двухэтажное нежилое здание, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на нежилое здание,

установил:

Вагизов Р.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Астрахань» о признании права собственности на нежилое строение - склад, указав, в обоснование своих требований следующее.

Истец приобрел в собственность земельный участок, общей площадью 1877 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации склада, и расположенное на нем одноэтажное нежилое здание (склад), литер Ф, площадью 162,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В 2017 году истцом своими силами и средствами, без получения разрешительной документации произведена реконструкция данного здания путем надстройки второго этажа, общей площадью 195,4 кв.м. для использования в целях как предприятие торговли. Общая площадь помещений после реконструкции составила 358,2 кв.м.

Полагает, что реконструированное нежилое здание соответствует требованиям строительных, градостроительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Вместе с этим, в соответствии с письмом Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» <номер> от <дата> в реестре объектов, получивших разрешение на реконструкцию, данный объект не значится.

Истец просит суд признать за ним право собственности на реконструированное двухэтажное нежилое здание, литер Ф, общей площадью 358,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, исключив из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от <дата> за <номер> о регистрации за ним права собственности на нежилое здание – склад, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 162,8 кв.м.

В судебном заседании истец Вагизов Р.А. участие не принимал, о дне слушания дела извещен надлежаще, согласно заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.137).

В судебном заседании представитель истца Вагизова Р.А. – Ибрагимов Т.М., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна. В суд поступил отзыв Администрации МО «Город Астрахань» на исковое заявление, согласно которого ответчик возражает в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что истец за разрешением на строительство при осуществлении реконструкции в администрацию МО «Город Астрахань» не обращался. Документы, предусмотренные ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство в адрес администрации не поступали. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Город Астрахань, утвержденными решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от <дата> <номер>, земельный участок, на котором расположен спорный объект, находится в зоне Ц-11 (общественно-жилая зона). Размещение объектов складского назначения не относится ни к одному из видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, входящих в указанную территориальную зону. Также, ответчик указывает на то, что из представленных документов не усматривается с использованием каких методов и методик, утвержденных в установленном порядке, проводилось обследование, не содержится выводов о соответствии объекта техническим регламентам и о возможности безопасной эксплуатации постройки, соответствия самовольной постройки санитарным нормам с точки зрения безопасности строительного сырья и материалов, использованных в строительстве, в том числе отделке самовольной постройки. Сведения о соответствии спорного объекта всем необходимым и минимальным требованиям безопасности истцом не представлены. Полагает, что указанный объект реконструирован с нарушением санитарно-эпидемиологических, градостроительных и строительных норм и правил, что может повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Представитель третьего лица Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в его отсутствие. В суд поступил отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований. Указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Город Астрахань, утвержденными решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от <дата> <номер>, земельный участок, на котором расположен спорный объект, находится в зоне Ц-11 (общественно-жилая зона). Размещение объектов складского назначения не относится ни к одному из видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, входящих в указанную территориальную зону. Ответчик за вводом объекта в эксплуатацию в управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» также не обращались. Полагает, что истцом не представлены доказательства, что указанный объект возведен в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами, не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Представитель третьего лица Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов приобретаются этим лицом.

В соответствии со статьей 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно статье 20 Градостроительного кодекса РФ, граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.

В силу ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно п.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Статьей 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что Вагизов Р.А. является собственником земельного участка, площадью 1877 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации склада, и нежилого помещения – склада, литер Ф, общей площадью 162,80 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер> от <дата>, свидетельством о государственной регистрации права <номер> от <дата>, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанное недвижимое имущество Вагизов Р.А. приобрел на основании договора купли-продажи от <дата>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Вагизов Р.А. с <дата> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности-торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты.

В 2017 году истцом своими силами и за свой счет, без получения соответствующей разрешительной документации произведена реконструкция нежилого здания путем надстройки второго этажа, общей площадью 195,4 кв.м., для использования как предприятие торговли.

Согласно технического паспорта, составленного ООО «Бюро технической инвентаризации Астраханской области» по состоянию на <дата>, общая площадь двухэтажного строения после реконструкции составляет 358,2 кв.м.

В 2018 году Ибрагимов Т.М., действующий по доверенности за Вагизова Р.А., обратился в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» с заявлением об узаконении выполненной реконструкции нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани <номер> от <дата> указано, что в реестре объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию, нежилое здание по <адрес> не значится, а также для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства рекомендовано согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представить ряд документов.

Техническим паспортом, техническим заключением эксперта МБУ г.Астрахани «Архитектура» подтверждается, что до реконструкции нежилое здание лит. "Ф" представляло одноэтажное строение, общей площадью 162,8 кв. м, после работ по реконструкции, заключающаяся в увеличении строительного объема здания путем надстройки второго этажа, образовано двухэтажное строение лит "Ф" складского назначения, общей площадью 195,4 кв. м., в общем общей площадью помещений после выполнения работ по реконструкции 358,2 кв.м. (л.д. 50).

Согласно экспертному заключению <номер> от <дата> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области, спорный объект возможно использовать под размещение предприятий торговли.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата>., выписке из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке от <дата>, земельный участок, площадью 1877 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет разрешенное использование – для эксплуатации склада (л.д. 127).

Согласно ч.1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Частью 4 ст.35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

.Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов недвижимости должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань», утвержденным решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 17.05.2018 года № 52, (ред. от 14.11.2018), земельный участок по <адрес> расположен в зоне Ц-11 (общественно-жилая зона), в которой размещение объектов складского назначения является запрещенным видом использования земельного участка и недвижимости, входящих в указанную территориальную зону.

Названные Правила землепользования и застройки кем-либо оспорены не были.

В ходе выездного судебного заседания установлено, что по адресу: <адрес>, находится нежилое строение-склад, целевое назначение – для эксплуатации склада. В данном нежилом строение производится рубка, фасовка и складирование мяса. К данному строению пристроен второй этаж, где расположены нежилые помещения: офис, бытовка для рабочих, а также еще одно помещение, доступ к которому не был предоставлен. Строение в два этажа представляет собой одно целое единое строение и используется истцом-индивидуальным предпринимателем для целей предпринимательской деятельности, установленной выпиской из ЕГРИП- торговля розничная мясом, включая субпродукты.

Кроме того, судом установлено, что истец надлежащих мер к получению разрешения на строительство не предпринимал, все обращения с целью легализации объекта произведены после завершения строительства объекта, а письмо Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани <номер> от <дата>, выданное Ибрагимову Т.М., действующему по доверенности за Вагизова Р.А., носит рекомендательный характер по предоставлению предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов для принятия решения о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.

Вместе с тем, Вагизов Р.А. при обращении в администрацию МО «Город Астрахань» не предоставил установленного законом пакета документов для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Дополнительно Вагизов Р.А. не обращался в администрацию МО «Город Астрахань» за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением необходимого пакета документов.

Также, из представленных документов, в частности экспертного заключения, не усматривается с использованием каких методов и методик, утвержденных в установленном порядке, проводилось обследование, не содержится выводов о соответствии объекта техническим регламентам и о возможности безопасной эксплуатации постройки, соответствия самовольной постройки санитарным нормам с точки зрения безопасности строительного сырья и материалов, использованных в строительстве, в том числе отделке самовольной постройки.

Так, истец осуществлял незаконное строительство жилого дома с целью избежать исполнения обязанности соблюдать многочисленные требования закона для строительства таких объектов, а при постановке в суде вопроса о признании возведенного им объекта самовольной постройкой – использовал иск о признании права на самовольную постройку исключительно для обхода норм специального законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Вагизовым Р.А. возведена именно самовольная постройка без соответствующего разрешения на строительство, кроме того, самовольное строение (склад) находится на земельном участке по адресу: <адрес>, который находится в зоне Ц-11 (общественно-жилая зона), в которой размещение объектов складского назначения является запрещенным видом использования земельного участка и недвижимости, входящих в указанную территориальную зону. С заявлением в администрацию города об изменении зоны застройки не обращался.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив все обстоятельства по делу, с учетом того, что доказательств соответствия спорного объекта требованиям технических регламентов, строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам, и, соответственно, того, что его эксплуатация не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суду не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Вагизова Рафаэля Анваровича к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на реконструированное двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, литер Ф, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от <дата> за <номер> о регистрации за Вагизовым Рафаэлем Анваровичем права собственности на нежилое здание – склад, расположенное по адресу: <адрес>, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через районный суд, вынесший решение.

Судья Ф.А. Колбаева

Решение в окончательной форме вынесено <дата>.

Судья Ф.А. Колбаева

2-334/2019 (2-3842/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вагизов Рафаэль Анварович
Ответчики
администрация МО "Город Астрахань"
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Колбаева Флюра Аминовна
Дело на странице суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
29.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.11.2018Передача материалов судье
19.12.2018Подготовка дела (собеседование)
19.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2019Судебное заседание
16.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее