УИД 10RS0№-13 Дело №а-501/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 30 июня 2021 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.
при секретаре Селецкой Е.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий, указывая в обоснование требований, что семья административного истца является многодетной, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка. Административный истец за свой счет обеспечила подготовку схему земельного расположения участка и обратилась в уполномоченный орган с заявлением об утверждении указанной схемы. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, Костомукшский городской округ, <адрес>, район <адрес> участок расположен в территориальной зоне - «Ж4. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами», вид разрешенного использования земельного участка - «индивидуальное жилищное строительство», категория земель - «земли населенных пунктов». ФИО2 обеспечила образование испрашиваемого земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет (участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ), кадастровый номер земельного участка №, общая площадь <данные изъяты> кв.м. решением от ДД.ММ.ГГГГ №.4-4 административный ответчик отказал в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка, мотивируя тем, что земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, а значит образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. ФИО2 считает отказ незаконным, создающим препятствия в реализации права на выбор и приобретение земельного участка. Указывает, что земельный участок не расположен в границах элемента планировочной структуры, границы района, в котором находится земельный участок, не совпадают с границами кадастровых кварталов. Просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.4-4. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № общей лощадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Костомукшский городской округ, <адрес>, район <адрес>.
Административный истец ФИО2 и заинтересованное лицо ФИО7 о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца (заинтересованного лица ФИО7 ) - ФИО5 административный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, пояснила, что при постановке земельного участка на кадастровый учет Росреестром проведена правовая экспертиза документов, нарушений требований законодательства, в том числе Правил землепользования и застройки КГО не установлено, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен, возражений на исковое заявление не представил.
Заинтересованное лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК о месте и времени рассмотрения дела извещено.
Администрация Костомукшского городского округа (КГО) извещена о месте и времени рассмотрения дела, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указывает, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в границе кадастрового квартала №, который включен в перечень элементов планировочной структуры, его образование должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Согласно генеральному плану КГО территория район <адрес> и <адрес>, кадастровый квартал № расположена в границе зоны зеленых насаждений общего пользования. Изменения в генеральный план в части изменения функциональной зоны территории, расположенной в районе <адрес> и <адрес> в зону, предназначенную для индивидуального жилищного строительства, не вносились. Полагает, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Заслушав объяснения представителя административного истца (заинтересованного лица ФИО7) - ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что административный истец и заинтересованное лицо ФИО7 зарегистрированы в качестве многодетной семьи.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Законом Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК (ред. от 06.12.2019) «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» определены порядок и случаи представления бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган (ч. 1 ст. 4).
Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории (ч. 10 ст.4 ).
Как следует из материалов дела, административный истец обеспечил подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка и обратился в Министерство имущественный и земельных отношений РК с заявлением об утверждении схемы расположения.
Распоряжением Министерства от 21.12.2020 № 3027 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, Костомукшский городской округ, <адрес>, район <адрес> участок расположен в территориальной зоне «Ж-4. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами», вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство. Категория земель - «земли населенных пунктов».
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый №, что подтверждается Выпиской ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство имущественный и земельных отношений РК с заявлением о представлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.4-4 Министерство уведомило административного истца о том, что в адрес административного истца направлено решение об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р «Об отмене распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р». Решением послужило то, что кадастровый квартал 10:04:0010230, в границах которого расположен испрашиваемый ФИО2 земельный участок, входит в перечень кадастровых кварталов, в границах которых расположены элементы планировочной структуры застроенных многоквартирными домами. В границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участок осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме, в указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается. Кроме того, в ответе указано, что проводится работа по снятию в судебном порядке земельного участка с кадастрового учета.
Административным ответчиком решение об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-м/20р административному истцу и суду не представлено.
Суд считает отказ административного ответчика, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.4-4, незаконным по следующим основаниям.
В силу положений подп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование такого земельного участка, действительно, должно осуществляться только на основе проекта межевания территории.
Между тем, административным ответчиком не представлено доказательств нахождения спорного земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Постановлением администрации КГО № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень элементов планировочной структуры застроенных многоквартирными домами, расположенных на территории <адрес>, в границах которых исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, осуществляется образование земельных участков (Приложение №).
Согласно п. 13 Перечня вид элемента планировочной структуры - район (индивидуальной коттеджной застройки города), который расположен в границах следующих кадастровых кварталов №, ограничен улицей ФИО3, <адрес>, внутриквартальным проездом (улицей в жилой застройке), то есть, граница района проходит по существующим улицам и внутриквартальному проезду в существующей жилой застройке. То есть многоквартирные дома в его границах отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пунктах 2 и 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указаны случаи, при которых не допускается образование земельных участков в соответствии со схемой расположения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации кадастровый квартал не является элементом планировочной структуры. При этом границы кадастровых кварталов не всегда соответствуют границам элементов планировочной структуры.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении в собственность земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.4-4.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № общей лощадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Костомукшский городской округ, <адрес>, район <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.