2-1-1025/2021 №1-109/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.09.2021 г. г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухутдиновой В. В. к ПАО Сбербанк, ПАО «СКБ-Банк» о признании наследника принявшим наследство и признании права собственности на наследуемое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Мухутдинова В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что <дата> г. умер ее отец Кондрашин В.П., истец является его наследником по закону. После смерти отца осталось наследство в виде 9/20 долей в <адрес> в <адрес>. В первых числах июля 2021г. наводя порядок в квартире, среди различных документов она обнаружила три привилегированных акции СКБ-Банка и сертификат на 30 обыкновенных акций СКБ банка, а также карту Сбербанка на которую начислялась пенсия отца. Она намерена вступить в наследственные права после смерти отца. Считает, что срок пропущен по уважительной причине, поскольку о наличии акций она не знала. На основании положений ст.ст. 218, 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит: признать ее принявшей наследство после смерти Кондрашина В. П. в виде: 9/20 долей в <адрес> в <адрес>, денежных средств, хранящихся в ПАО Сбербанк на счете, открытом на имя Кондрашина В.П., трех именных привилегированных акций СКБ-Банка и 30 обыкновенных акций СКБ-банка, которыми он при жизни пользовался и владел как своим собственным имуществом, признать право собственности на наследственное имущество.
Истец Мухутдинова В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.
Представитель ответчика ПАО «СКБ –Банк» Фефелов Д.А. в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, где указал, что требования истца к банку удовлетворению не подлежат, поскольку ведение реестра акционеров ПАО «СКБ -Банк» поручено профессиональному специализированному регистратору АО «Независимая регистраторская компания –Р.О.С.Т.». Актуальная информация об акциях, принадлежащих наследодателю, предоставляется непосредственно регистратором, переоформление прав на акции в реестре акционеров на имя наследника также осуществляет регистратор Банка. Банк не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в собственность Банку акции умершего не перешли, держателем акций Банк не является. Банк возражает против удовлетворения требований Мухутдиновой В. В., в части удовлетворения требования о признании права собственности на тридцать обыкновенных акций ПАО «СКБ-банк», считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку согласно сертификата именной обыкновенной акции (Серия №1-109/2014) собственником тридцати именных обыкновенных акций является товарищество с ограниченной ответственностью «Звезда». Мухутдинова В.В. не может наследовать имущество, не принадлежащее наследодателю.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк, представитель АО «Независимая регистраторская компания –Р.О.С.Т.» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо Васильев А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что истец является наследницей после смерти отца. Она присматривает за квартирой, оплачивает коммунальные платежи.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования Мухутдиновой В.В. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Наследство открывается смертью гражданина (ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно свидетельству о смерти серии №1-109/2014 №1-109/2014 от 28.10.2019 г. Кондрашин В.П., умер <дата> в г.Красноуфимск.
В силу положений ст. 111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из копии свидетельства о рождении Кондрашиной В.В. и свидетельства о заключении брака от 04.07.2009г. следует, что умерший Кондрашин В.П. является отцом истца.
Таким образом, наследником первой очереди после смерти Кондрашина В.П. является истец Мухутдинова В.В.
Судом установлено, что на основании договора передачи квартиры в собственность Кондрашину В.П. принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
После смерти супруги Кондрашиной Т.Ф., умершей <дата>., Кондрашин В.П., согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 05.07.2012г., унаследовал 4/5 доли от ? доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру.
Таким образом, на дату смерти Кондрашину В.П. принадлежало 9/20 долей вышеуказанной квартиры ( (?: 4/5)+ ? доли= 9/20).
Кроме того, Кондрашин В.П. являлся собственником трех именных привилегированных акций ПАО «СКБ-Банк» ФИО10 №1-109/2014,№1-109/2014,№1-109/2014. На его имя на дату смерти был открыт счет №1-109/2014 в ПАО «СКБ-банк».
Согласно 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
В абзаце 2 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9, приведены примеры конкретных действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
Учитывая, что Мухутдинова В.В. обратилась в суд за защитой своих наследственных прав, оплачивает коммунальные платежи за квартиру, акции отца хранятся у нее, суд считает, что она фактически приняла наследство после смерти отца.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что Мухутдинова В.В. фактически вступила в наследственные права после смерти Кондрашина В.П.
В связи с указанным выше обстоятельством суд считает возможным признать Мухутдинову В.В. собственником наследуемого имущества в виде 9/20 долей на <адрес> в <адрес>, трех именных привилегированных акций ПАО «СКБ-Банк» ФИО10 №1-109/2014,№1-109/2014,№1-109/2014, денежных средств, хранящихся на счете №1-109/2014, открытом в ПАО «СКБ-банк».
Оснований для признания права собственности истца на денежные средства Кондрашина В.П. в ПАО Сбербанк и признания принявшей их по наследству не имеется, поскольку доказательств наличия открытых счетов в ПАО Сбербанк на имя Кондрашина В.П. не представлено.
Оснований для признания права собственности истца на тридцать именных обыкновенных акций в порядке наследования также не имеется. Согласно сертификата именной обыкновенной акции ФИО10 №1-109/2014 собственником тридцати именных обыкновенных акций является товарищество с ограниченной ответственностью «Звезда», а не Кондрашин В.П. Доказательств того, что Кондрашин В.П. является правопреемником ТОО «Звезда» суду не представлено, в связи с чем истец не может принять наследство в виде вышеуказанных акций и стать их собственником в порядке наследования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухутдиновой В. В. удовлетворить частично.
Признать Мухудинову В. В. принявшей наследство после смерти отца Кондрашина В. П..
Признать за Мухутдиновой В. В., <дата> года рождения, право собственности на наследуемое имущество в виде 9/20 долей в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>; трех именных привилегированных акций ПАО «СКБ-Банк» ФИО10 №1-109/2014, №1-109/2014,№1-109/2014; денежных средств, хранящихся на счете №1-109/2014, открытом в ПАО «СКБ-банк».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме-27.09.2021г.
Судья- С.А.Бунакова.