УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Атаманова
Т.П. Дело № 33 – 3466/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 01 октября 2013 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Жаднова Ю.М.,
судей Костюниной
Н.В., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Линник
Е.И.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тулышева Л***
Н*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15
июля 2013 года, которым постановлено:
В
удовлетворении заявления Тулышева Л*** Н*** об отмене распоряжения Министерства Юстиции
Российской Федерации о нежелательности пребывания в Российской Федерации отказать.
Заслушав доклад
судьи Костюниной Н.В., объяснения представителя Министерства Юстиции Российской
Федерации Пименовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тулышев Л.Н., ***
года рождения, уроженец Киргизской ССР, являющийся лицом без гражданства, обратился
в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства Юстиции Российской
Федерации № 610-рп от 28.03.2013 года о нежелательности его пребывания на
территории Российской Федерации сроком до 05.04.2024.
В обосновании
требований указал, что прибыл из Киргизии на территорию Российской Федерации в
марте 1993 года, зарегистрировался в р.п.Г*** И*** района Ульяновской области,
встал на воинский учет, получил пенсионное удостоверение, ИНН, медицинский
полис. Впоследующем его бывшая жена и сын оформили Российское гражданство, а он
не смог из-за отсутствия свидетельства о рождении, которое было утрачено в ходе
переезда в Российскую Федерацию. До осуждения он постоянно проживал и работал
на территории Российской Федерации.
Приговором Инзенского
районного суда от 18.09.2008 года он был осужден к лишению свободы. В
приговоре, а также в обвинительном
заключении по уголовному делу указано, что он является гражданином РФ. С 2006
года он находится в разводе, проживал в гражданском браке с гражданкой РФ Р***
М.К., проживающей в г.Калуге, которая готова предоставить ему свою квартиру для
постоянного проживания на территории РФ.
По месту отбытия
наказания ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области он характеризуется
положительно. С учетом изложенного, просил отменить распоряжение Министерства
Юстиции РФ от 28.03.2013 № 610-рп о нежелательности его пребывания на
территории РФ.
Судом в качестве
заинтересованных лиц привлечены Министерство Юстиции Российской Федерации,
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Тулышев Л.Н. не соглашается с решением суда, считает его необоснованным,
просит отменить. В обоснование жалобы приводит доводы в целом, аналогичные
доводам, изложенным им в заявлении.
В возражении на
апелляционную жалобу представитель Управления Министерства юстиции РФ по
Ульяновской области Пименова О.В. считает изложенные в жалобе доводы
несостоятельными и просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда –
без изменения.
Поскольку Тулышев Л.Н. отбывает наказание в местах лишения свободы, о
рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, гражданский
процессуальный кодекс не предусматривает возможность этапирования осужденных в
суды для рассмотрения гражданских дел, судебная коллегия полагает возможным
рассмотреть жалобу в отсутствии заявителя.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия
не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают,
что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться
непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган
государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу,
государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела
усматривается, что Тулышев Л.Н., *** года рождения, уроженец г. К***-Янгак!%, О***
области, Киргизской ССР, является лицом без гражданства, прибыл из Киргизской
ССР на территорию Российской Федерации в 1993 году. На территории Российской
Федерации зарегистрирован 20.10.1993 года в р.п.Г***, ул.Л***, *** вида на
жительство не имел, имел временное разрешение на проживание.
Вступившим в законную
силу приговором Инзенского районного
суда Ульяновской области от 18.09.2008 года
Тулышев Л.Н. признан виновным в совершении преступления,
предусмотренного ч.3 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации,
выразившегося в совершении разбоя. Тулышеву Л.Н. назначено наказание в виде
лишения свободы сроком 8 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии
строгого режима. Совершенное Тулышев Л.Н. преступление относится к категории
особо тяжких, направленных против собственности (глава 21 Уголовного кодекса
Российской Федерации).
Постановлением
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22.02.2011 срок
наказания снижен до 7 лет 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии
строгого режима.
В настоящее время Тулышев
Л.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Конец
срока – 05.04.2016 года. Формальный срок наступления УДО 16.08.2013 года.
29.11.2012 ФСИН
России, рассмотрев документы, представленные УФСИН России по Ульяновской
области в отношении Тулышева Л.Н., обратилась в Министерство Юстиции РФ с
представлением о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания
(проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без
гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Представление
мотивировано тем, что Тулышев Л.Н. за время пребывания в России совершил особо
тяжкое преступление, создал реальную угрозу общественному порядку, правам и
законным интересам граждан Российской Федерации, с учетом мнения оперативной
службы, ФСИН России считает необходимым
на основании ч.3 ст.25.10 Федерального Закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» признать
пребывание (проживание) данного лица нежелательным.
Рассмотрев документы
о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации осужденного
Тулышева Л.Н., первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации Смирнов
А.А. вынес распоряжение № 610-рп от 28.03.2013 года, которым признал пребывание
(проживание) в Российской Федерации Тулышева Л*** Н***, являющегося лицом без
гражданства, нежелательным сроком до 05.04.2024 года, и обязал Тулышева Л.Н. покинуть территорию Российской
Федерации.
Основания принятия
такого решения приведены в ч. 3 ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в
редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения), согласно
которой в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно
находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен
въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание)
иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в
Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или
безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения,
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных
интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания
(проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в
Российской Федерации. Порядок
принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного
гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие
решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный
гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать
из Российской Федерации в порядке,
предусмотренном федеральным законом.
Иностранный
гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской
Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Как
разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 июня
2013 года N 902-О такое законодательное регулирование согласуется с
закрепленным в Конституции Российской
Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства (статья 55, часть 3), а также
не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и
международным договорам Российской Федерации (статья 15, часть 4,
Конституции Российской Федерации), в частности Декларации о правах
человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они
проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года),
подтверждающей право любого государства принимать законы и правила, касающиеся
въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между
его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2), и Конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
Статья 8 Конвенции,
закрепляя право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1),
указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в
осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство
предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной
безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в
целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или
нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно
отмечал, что Конвенция о защите
прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам право
въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть
высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за
обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну,
однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной
и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции,
должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать
правомерной цели (постановления от 26 сентября 1997 года по делу
"Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", от 21 июня 1988 года по делу
"Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов" и от 6 декабря 2007 года по делу
"Лю и Лю против Российской Федерации", решение от 9
ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов против
Латвии").
Поскольку оспариваемые положения статьи 25.10
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию" по своей сути основаны на указанных положениях Конституции Российской
Федерации и корреспондирующих им нормах международного права, они не могут
рассматриваться как нарушающие конституционные права иностранных граждан и лиц
без гражданства.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 07 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения
о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и
перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать
решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или
лица без гражданства в Российской Федерации" Министерство юстиции РФ входит
в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать
решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или
лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к
лишению свободы за совершение умышленных притуплений, содержатся в Положении о
Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004
года N 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности
пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без
гражданства регламентируется Инструкцией о порядке
представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений
Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению
из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции от
20.08.2007 года N 171.
Согласно п. 2 данной Инструкции Министерство юстиции РФ в
пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности
пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных
судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных
преступлений.
В силу пункта 3 Инструкции
решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или
лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 25.10
Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято,
в том числе, в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или
лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает
реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо
общественному порядку, либо здоровью населения (пункт «в»).
Из материалов дела следует, что распоряжение о нежелательности
пребывания в Российской Федерации принято в отношении Тулышева Л.Н., как лица
без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, пребывание
которого создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства
либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Основанием к вынесению оспариваемого распоряжения явились
обстоятельства того, что, находясь на территории Российской Федерации, Тулышев
Л.Н., совершил умышленное преступление - разбой, которое относится к одной из
наиболее опасных насильственных форм хищения чужого имущества, подпадает под
категорию особо тяжких.
Указанные обстоятельства создают реальную угрозу общественному порядку,
правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Доводы заявителя, что
приговором Инзенского районного суда от 18.09.2008 года он был признан
гражданином РФ, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не
является подтверждением гражданства Российской Федерации и основанием для
отмены решения о нежелательности пребывания Тулышева Л.Н. на территории
Российской Федерации.
Кроме того, постановлением
Инзенского районного суда от 13.08.2012 было постановлено считать Тулышева Л***
Н*** лицом без гражданства.
Доводы Тулышева Л.Н. о незаконности
оспариваемого распоряжения в связи с длительностью его проживания на территории
Российской Федерации, возможности в дальнейшем проживать в России у гражданки
РФ Р*** М.К., с которой он состоит в гражданском браке, несостоятельны, поскольку
его пребывание в Российской Федерации только с учетом наличия указанных
обстоятельств при наличии факта совершения при этом особо тяжкого умышленного
преступления безусловно создает реальную угрозу общественному порядку, правам и
законным интересам граждан Российской Федерации, а наличие у него непогашенной
судимости, повышает степень общественной опасности его личности.
Сын заявителя Т*** А*** Л***, ***
года рождения достиг совершеннолетия, с его матерью заявитель состоит в
разводе, данных о том, что заявитель поддерживает с сыном семейные связи не
представлено. Каких-либо иных близких родственников, проживающих на территории
РФ и имеющих Российское гражданство, Тулышев Л.Н. согласно материалам дела не
имеет.
Из опросного листа,
подписанного Тулышевым Л.Н. и подтвердившего правильность записанных сведений,
следует, что на территории РФ он имеет из близких родственников только сына Т***
А.Л. (л.д.30). При этом данных о том, что заявитель поддерживает с сыном семейные
связи, и что его целью является воссоединение семьи, в материалах дела не
имеется.
Таким образом, проживание сына
заявителя на территории России при указанных выше обстоятельствах не является
препятствием для высылки Тулышева Л.Н. с территории Российского государства.
При этом следует отметить, что
наличие непогашенной судимости в соответствии с п. "д" ст. 16 Закона РФ "О гражданстве
Российской Федерации" является основанием для отклонения заявления о
приеме в гражданство Российской Федерации.
Соответственно, вопрос о приеме
заявителя в Российское гражданство, которое он при желании мог реально
приобрести в период с 1993-2008гг, в настоящее время не может быть разрешен
положительно.
Таким образом, при разрешении
спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение
для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права,
представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с
требованиями статьи 67
ГПК РФ, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и закону.
При таких данных судебная
коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным,
и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15 июля 2013 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тулышева Л*** Н*** – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи