Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2014 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Родионовой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Родионовой А.И. об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
В судебном заседании заявитель и ее представитель Сидоренкова П.А., действующая по доверенности, заявление поддержали, пояснив, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 4224-4/р от 01 июля 2008 года семья заявителя с составом 2 человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году и признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей «ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако в рамках данной программы социальная выплата на приобретение жилья заявителю предоставлена не была. По заявлению заявителя ее семья с составом семьи 2 человека, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 8558-р/4 от 10 августа 2011 года была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. 11 октября 2013 года заявитель получила уведомление о том, что на день утверждения Губернатором Самарской области списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году ее возраст превысил 35 лет в связи с чем, семья заявителя перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы и не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. Считают исключение из программы необоснованным и нарушающим права заявителя, поскольку на момент включения семьи заявителя в списки участников программы возраст заявителя не превышал 35 лет. Таким образом, семья полностью соответствовала всем предъявляемым требованиям, однако в результате бездействия заинтересованных лиц и затягивания ими срока прохождения процедуры согласования списков молодых семей, участников подпрограммы (список был утвержден Губернатором Самарской области через 10 месяцев после его формирования, в течение которых заявителю и исполнилось 36 лет) лишилась положенной социальной выплаты. Также считают, что законом предусмотрены только основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, а возможность исключения из числа ее участников законом не предусмотрена. Просят признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области и Губернатора Самарской области по исключению семьи заявителя из списков претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязать Министерство строительства Самарской области и Губернатора Самарской области восстановить семью заявителя с составом 2 человека в списке претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году под номером 180 участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Представитель мэрии г.о. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, с заявлением не согласилась, поскольку одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Орган местного самоуправления формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и предоставляет данные списки в орган исполнительной власти субъекта РФ для последующего принятия решения о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты. Считает, что семья заявителя правомерно исключена из числа участников подпрограммы, так как на день утверждения списка возраст заявителя превысил 35 лет, в связи с чем, данная молодая семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи и исключена из ее участников и оснований для признания действий Министерства строительства Самарской области и Губернатора Самарской области незаконными не имеется.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, из которого видно, что Министерство с заявлением не согласно по следующим основаниям. По условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы утверждение списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возможно только после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ. 30 мая 2013 года Правительством РФ принято распоряжение № 873-р о распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы. 04 июля 2013 года в министерство поступило письмо представительства Правительства Самарской области при Правительстве РФ о том, что Самарской области на 2013 год предусмотрено 210 млн. руб. на предоставление социальных выплат молодым семьям. В этот же день, 04 июля 2013 года Губернатором Самарской области утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, при этом, государственным заказчиком подпрограммы срок формирования и утверждения списка был установлен не позднее 05 июля 2013 года. Кроме того, конкурсный отбор субъектов РФ для участия в реализации подпрограммы в 2013 году начался только в феврале 2013 года, в связи с чем, процедура по утверждению списка не могла быть осуществлена в период с 01 сентября 2012 года по 13 декабря 2012 года. Считают, что подготовка и утверждение списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году осуществлялось в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением процедуры, установленной для его утверждения, соответственно какого-либо бездействия со стороны министерства и Губернатора Самарской области, не было. Основания для включения семьи заявителя в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, утвержденный 04 июля 2013 года отсутствовали, так как заявителю ДД.ММ.ГГГГ года исполнилось 36 лет. Решение об исключении семьи заявителя из списка министерством не принималось, так как семья заявителя изначально не была включена в список на 2013 год как несоответствующая требованиям подпрограммы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья заявителя с составом семьи два человека распоряжением мэра г.о. Тольятти № 4224-4/р от 01 июля 2008 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 8558-р/4 от 10 августа 2011 года семья заявителя с составом 2 человека была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
Согласно уведомлению от 26 сентября 2013 года на день утверждения (04 июля 2013 года) Губернатором Самарской области списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году возраст заявителя превысил 35 лет в связи с чем, семья заявителя перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы и не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году.
Из пояснений представителя мэрии г.о. Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.
В силу п.п. 20, 21 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Представитель мэрии г.о. Тольятти суду пояснила, что в соответствии с п.п. 20, 21 Правил, мэрии г.о. Тольятти делегировано право только на формирование списков молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты до 1 сентября года, предшествующего планируемому году социальных выплат. Впоследствии данный список был направлен в орган исполнительной власти Самарской области, поскольку п. 21 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей - участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 22 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 Правил).
Определение контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. 04 июля 2013 года указанный список был утвержден Губернатором Самарской области.
Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году следует считать 04 июля 2013 года.
Из материалов дела видно, что на указанную дату возраст заявителя превысил 35 лет, в связи с чем, семья заявителя правомерно не включена в список претендентов, поскольку она перестала соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно, не приобрела права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.
Таким образом, суд считает, что право заявителя на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у заявителя в установленном законом порядке не возникло.
Доводы заявителя о том, что на момент формирования списка семья полностью соответствовала всем предъявляемым требованиям, однако в результате бездействия заинтересованных лиц и затягивания ими срока прохождения процедуры согласования списков молодых семей, участников подпрограммы (список был утвержден Губернатором Самарской области через 10 месяцев после его формирования, в течение которых заявителю и исполнилось 36 лет) лишилась положенной социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание, так как из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что по условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы утверждение списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возможно только после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ.
Из материалов дела видно, что 30 мая 2013 года Правительством РФ принято распоряжение № 873-р о распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы. 04 июля 2013 года в министерство поступило письмо представительства Правительства Самарской области при Правительстве РФ о том, что Самарской области на 2013 год предусмотрено 210 млн. руб. на предоставление социальных выплат молодым семьям. В этот же день, 04 июля 2013 года Губернатором Самарской области утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, при этом, государственным заказчиком подпрограммы срок формирования и утверждения списка был установлен не позднее 05 июля 2013 года. Кроме того, конкурсный отбор субъектов РФ для участия в реализации подпрограммы в 2013 году начался только в феврале 2013 года.
Изложенное свидетельствует о том, что процедура по утверждению списка не могла, и в силу действующего законодательства не должна была быть осуществлена в период с 01 сентября 2012 года по 13 декабря 2012 года.
Таким образом, суд считает установленным, что подготовка и утверждение списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году осуществлялось в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением процедуры, установленной для его утверждения, соответственно какого-либо бездействия со стороны министерства и Губернатора Самарской области, не было.
Доводы заявителя о том, что ее семья уже была включена в список участников подпрограммы и возможность исключения из числа ее участников законом не предусмотрена, также не могут быть приняты во внимание, так как, как установлено судом выше основания для включения семьи заявителя в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, утвержденный 04 июля 2013 года отсутствовали, так как заявителю ДД.ММ.ГГГГ года исполнилось 36 лет. Решение об исключении семьи заявителя из списка министерством не принималось, так как семья заявителя изначально не была включена в список на 2013 год как несоответствующая требованиям подпрограммы. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Родионовой Т.В. о признании незаконными действий Министерства строительства Самарской области и Губернатора Самарской области по исключению из списков претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязании Министерства строительства Самарской области и Губернатора Самарской области восстановить семью заявителя с составом 2 человека в списке претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году под номером 180 участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 января 2014 года.
Председательствующий: