Дело № 2 – 526/2014 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части №, проходящего военную службу по контракту, главного старшины Шаньгина Д.В. об оспаривании действий начальника территориального отделения по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенное учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ) и начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», связанных с вынесением решения об отказе в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Шаньгин Д.В. проходит военную службу в войсковой части 49379, дислоцированной в городе Северодвинске Архангельской области.
28 августа 2014 года начальник ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ принял решение № 29-21/78 об отказе в принятии Шаньгина Д.В. на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. В качестве оснований отказа ответчик указал, что Шаньгин Д.В. не предоставил документы, подтверждающие право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в тридцатидневный срок, указанный в уведомлении от 16 апреля 2014 года, а именно справку о сдаче жилой площади с предыдущего места службы установленного образца, выданную структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации.
Оспаривая указанные действия ответчика, Шаньгин Д.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ТО АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 28 августа 2014 года № 29-21/78 об отказе в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, поскольку ответчик не имел права требовать представления указанной справки у заявителя, а следовательно, Шаньгин Д.В. имеет право на принятие на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2014 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия».
Заявитель, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени проведения судебного заседания, в него не прибыл, вопреки требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ об уважительности причин своей неявки суд не известил.
Начальник ТО АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, предоставил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. При этом в своих возражениях просил отказать Шаньгину Д.В. в удовлетворении его заявления в полном объеме по основаниям, указанным в оспариваемом решении.
Начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, вопреки требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ об уважительности причин своей неявки суд не известил, отношения к предъявленным требованиям не выразил.
Суд, в соответствии со ст. 167, ч.2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрел при имеющейся явке.
Исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями регулируются как нормами жилищного законодательства (ЖК РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ), так и нормами федеральных законов, специальных нормативно-правовых актов министерств и ведомств. Причём, в соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявитель изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, как военнослужащий, то есть по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») и изданным в его развитие подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим порядок предоставления ему жилья регулировался нормами военно-административного законодательства.
Таким специальным законодательством, регулирующим порядок решения жилищных вопросов военнослужащих, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Согласно пункту 1 статьи 15 данного закона, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Кроме того, согласно п.1 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к данной Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются следующие документы:
- копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
- копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
- копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к данной Инструкции.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Первый контракт о прохождении военной службы Шаньгин Д.В. заключил 05 декабря 1998 года.
Таким образом, Шаньгин Д.В. относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, имея выслугу более 10 лет, увольняется в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Шаньгин Д.В. обратился к ответчику с заявлением от 08 апреля 2014 года с просьбой о постановке в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с избранным постоянным местом жительства – г. Санкт-Петербург.
Согласно уведомлению от 16 апреля 2014 года № 29-12/990, начальник ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ предложил Шаньгину Д.В. в тридцатидневный срок предоставить недостающий документ, а именно справку о необеспеченности (сдаче) жилой площади в п. Оленьей Губе Мурманской области от 4 отдела ЗРУЖО (184606 Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная Застава, д.24).
Поскольку указанную справку Шаньгин Д.В. в установленный срок не предоставил, начальником ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ было принято решение от 28 августа 2014 года №29-21/78 об отказе в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, положения вышеприведенных правовых норм не предусматривают обязанность заявителя предоставлять в ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ документы о необеспеченности (сдаче) жилой площади. При этом, ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ при необходимости вправе самостоятельно истребовать указанные документы.
На основании вышеизложенного военный суд приходит к выводу о незаконности решения начальника ТО по АО ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ 28 августа 2014 года № 29-21/78 об отказе в принятии Шаньгина Д.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Поскольку при обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, суд, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, считает необходимым взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербург, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу заявителя названные расходы в полном размере.
Руководствуясь статьями 193 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Шаньгина Д.В. – удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника территориального отделения по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с принятием решения от 28 августа 2014 года №29-21/78 об отказе в принятии Шаньгина Д.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.
Обязать начальника территориального отделения по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить своё решение от 28 августа 2014 года №29-21/78 об отказе в принятии Шаньгина Д.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.
Обязать начальника территориального отделения по Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о постановке Шаньгина Д.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и республике Карелия» в пользу Шаньгина Д.В. 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу - судья (подпись) М.В. Феоктистов
Верно:
Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова
18.12.2014