Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2019 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Андриановой Ю.А.
при секретаре Жандаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Кондрашкиной Валентины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании права на страховую пенсию с учетом уменьшения возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кондрашкина В.А. обратилась в суд с названным иском, указала, что 25.09.2018 г. она обращалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, с учетом уменьшения возраста на 3 года, в связи с проживанием ее в зоне с льготным социально – экономическим статусом в с. Засечное Пензенского района Пензенской области, предоставив все необходимые документы. Однако, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с недостаточностью периода проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Истец считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально – экономическим статусом незаконным, необоснованным и нарушающим ее права.
Кондрашкина В.А. просит суд установить факт ее проживания в период с 3 декабря 1986 года по 1998 года в с. Засечное Пензенского района Пензенской области; отменить решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Пензенском районе Пензенской области № 517887/18 от 23.10.2018 г. об отказе в установлении ей пенсии в связи с отсутствием права на досрочную страховую пенсию по старости; признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением возраста, согласно ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1, на 3 года и обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области назначить ей досрочную пенсию с 17.08.2018 г. - с момента достижения возраста 52 года.
Истец Кондрашкина В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Старостина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, материалы пенсионного (выплатного) дела, суд приходит к следующему.
Согласно копии паспорта серии Номер , Кондрашкина В.А. родилась Дата в Адрес (л.д. 9а-10).
Согласно справки, выданной администрацией Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 17.09.2018 г. № 745, Кондрашкина В.А., Дата г.р., с 08.08.1986 года по 02.12.1986 года проживала в населенном пункте Адрес (л.д. 18).
Из копии трудовой книжки от 15.10.1984 г. АТ-III № 9152949 следует, что Кондрашкина В.А. с 12.10.1984 г. по 30.12.1985 г. работала в должности продавца ОРС Пензенского приборостроительного завода; с 29.09.1986 г. по 24.02.1995 г. в должности сборщицы часов ППО «Заря»; с 01.03.1995 г. по 26.03.2001 г. в должности старшего продавца ЗАО «Торговый Дом Алмаз» и т.д. (л.д. 11-17).
Так как, село Засечное Пензенского района Пензенской области ранее относилось к зоне с льготно – экономическим статусом, Кондрашкина В.А., Дата года рождения, 25.09.2018 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, в связи с уменьшением возраста за проживание в зоне с льготным социально – экономическим статусом.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 23.10.2018 г. № 517887/18 было признано право Кондрашкиной В.А. на досрочную пенсию по достижении возраста – 54 лет, с учетом снижения возраста на 1 год, в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению (л.д. 8-9).
Как следует из решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 23.10.2018 г. № 517887/18, комиссия при рассмотрении заявления Кондрашкиной В.А. о досрочном назначении страховой пенсии учла только период ее проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом в с. Засечное Пензенского района Пензенской области с 08.05.1986 г. по 02.12.1986 г. (6 мес.25 дней), в связи с чем, признала за заявительницей право на досрочную пенсию по достижении возраста – 54 лет, с учетом снижения возраста на 1 год; оснований для дополнительного снижения пенсионного возраста установлено не было, ввиду не проживания заявительницы, а также не осуществления ею соответствующей трудовой деятельности на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Обращаясь в суд, Кондрашкина В.А. просит суд установить факт ее проживания в с. Засечное Пензенского района Пензенской области в период с 03.12.1986 г. по 01.01.1998 г., в связи с чем, признать за ней право на досрочную пенсию с учетом уменьшения возраста, предусмотренного ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года, то есть назначить ей досрочную страховую пенсию с 52 лет.
В силу ч. 1 ст. 264 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В соответствии со ст. 265 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона).
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33) от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения, до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 N 557-р с. Засечное Пензенского района Пензенской области были отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из пояснений истца, в период с 03.12.1986 г. по 01.01.1998 г.она она проживала у своей тетки Ч.П., по адресу: Адрес .
Однако, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что по указанному адресу, истица была зарегистрирована только в период времени с 08.05.1986 г. по 02.12.1986 г., что не оспаривается и самой истицей в судебном заседании.
Согласно справки, выданной администрацией Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 11.01.2019 г. № 12, Кондрашкина В.А. с 08.05.1986 года по 02.12.1986 года была зарегистрирована и проживала по адресу: Адрес , расположенном на территории с плотностью загрязнения по Цезию – 137 до 5КИ/км.кв, и отнесенному в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне проживания с льготами социально-экономическим статусом до 01.02.1998 г. Основание выдачи справки: поквартирные карточки, похозяйственная книга за 1986-1990 г.г. № 13, л/счет № 911.
В похозяйственной книге за 1986-1990 г.г. № 13 (копия которой имеется в материалах дела) имеется отметка о выбытии Кондрашкиной В.А. в 1986 году из квартиры по адресу: Адрес и копия карточки прописки (л.д. 19-23).
Согласно пояснениям Кондрашкиной В.А., данным в судебном заседании, она (Кондрашкиной В.А.) на протяжении всего спорного периода с 03.12.86 по 01.01.98 г. действительно была зарегистрирован в г. Заречном Пензенской области, а потом в г. Пензе на ул. Адрес , в общежитии; регистрация ей была необходима, так как этого требовал работодатель, а она в те периоды времени работала, сначала в г. Заречном, потом в г. Пензе, однако, проживала она в период времени с 03.12.86 по 01.01.98 г. у своей тетки в с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
В качестве доказательства проживания в с. Засечное Пензенского района Пензенской области истец ссылается только на показания свидетелей.
Вместе с тем, данные доказательства, не являются достаточными и бесспорными для подтверждения факта проживания истца в с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
Из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля В.Н. (в с. Засечное Пензенского района Пензенской области проживает с 1980 года) следует, что она знает Кондрашкину В.А. с 1986 года, момента, когда Ч.П. (соседка В.Н.) прописала ее к себе в квартиру по адресу: Адрес ; в этой квартире Кондрашкина В.А. какое-то время проживала, сколько точно она не помнит.
Свидетель С.З. (в с. Засечное Пензенского района Пензенской области проживает с 1980 года) в судебном заседании показала, что Кондрашкину В.А. она знает, поскольку она является племянницей Ч.П., а Ч.П. это ее соседка; Кондрашкина В.А. какое-то время (точно она не помнит) проживала в квартире у Ч.П. по адресу: Адрес , но не года, не точное время года она не помнит; может пояснить, что Кондрашкина В.И. выехала из квартиры своей тетки, когда Ч.П. умерла, а было это примерно в Дата .
Давая оценку показаниям данных свидетелей, суд исходит из того, что ни свидетель В.Н., ни свидетель С.З. не пояснили, как часто они видели истца в с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
Кроме того, показания данных свидетелей объективно письменными доказательствами не подтверждаются. Из анализа всех имеющихся в деле документов, прийти к выводу о том, что Кондрашкина В.А. в период времени с 03.12.86 по 01.01.98 г. проживала с. Засечное Пензенского района Пензенской области не представляется возможным.
То есть все, вышеуказанные доказательства, не являются достаточными и бесспорными для подтверждения факта проживания истца в с. с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательств, учитывая исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что проживание Кондрашкиной В.А. на территории с. Засечное Пензенского района Пензенской области в период с 03.12.1986 г. по 01.01.1998 г. не нашло свое подтверждение. Доказательств обратного, в материалах дела не имеется.
В силу п. 2 ст. 195 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 67 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих проживание Кондрашкиной В.А. в период с 03.12.1986 г. по 01.01.1998 г. в с. Засечное Пензенского района Пензенской области.
С учетом того, что соответствующими письменными доказательствами не подтверждается факт проживания истца в спорные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то показания свидетелей не могут быть приняты судом во внимание.
Таким образом, постоянное проживание истца в период с 03.12.1986 г. по 01.01.1998 г. в с. Засечное Пензенского района Пензенской области с учетом представленных доказательств не может быть установлено.
В связи с отсутствием стажа проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом право Кондрашкиной В.А. на снижение пенсионного возраста на 3 года не возникло.
Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. ст. 59, 60, 67 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает не доказанным факт проживания Кондрашкиной В.А. в с. Засечное Пензенского района Пензенской области (в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), в период с 03.12.1986 г. по 01.01.1998 г., в связи с чем, исковые требования Кондрашкиной В.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кондрашкиной Валентины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании права на страховую пенсию с учетом уменьшения возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года.
Судья Ю.А. Андрианова