Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-544/2021 (2-3049/2020;) ~ М-2659/2020 от 09.12.2020

Дело № 2-544/2021

24RS0024-01-2020-003732-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года         г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,

при секретаре Гаврилица В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Автайкиной Л.П. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о выдаче лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах Автайкиной Л.П., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края, акционерному обществу «Губернские аптеки» (далее - АО «Губернские аптеки») о выдаче лекарственного препарата, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой по обращению Автайкиной Л.П. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан.

В ходе проведенной проверки установлено, что Автайкина Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. В силу справки, выданной УПФР в г. Канске Красноярского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ , Автайкина Л.П. имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания. На основании вышеуказанной справки, врачом Гусевым Е.В. ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт серии 04-20 на препарат Метилпреднизолон таб. 4мг уп.

За получением лекарства ДД.ММ.ГГГГ Автайкина Л.П. обратилась в ЦРА , однако, в выдаче лекарства ей отказали, сославшись на его отсутствие и то, что сведения о рецепте на данное лекарство зарегистрированы в журнале "неудовлетворенного спроса". После чего Автайкина неоднократно обращалась в вышеуказанную аптеку, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и другие дни, вместе с тем, инвалид до ДД.ММ.ГГГГ лекарством не обеспечена. Просит обеспечить Министерство здравоохранения Красноярского края выдачу Автайкиной Л.П. лекарственного средства по рецепту серии 04-20 от ДД.ММ.ГГГГ в течение 3 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» (филиал ЦРА ) в пользу Автайкиной Л.П. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Никитин А.Н. исковые требования в интересах Автайкиной Л.П. поддержал, суду пояснил, что т.к. рецепт обеспечен спустя длительное время, настаивал на взыскании компенсации морального вреда в полном объеме.

Истец Автайкина Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила отзыв на иск, согласно которому организацией, обеспечивающей лекарственными препаратами льготополучателей является Министерство здравоохранения Красноярского края. На основании заключенных с Министерством здравоохранения Красноярского края контрактов АО «Губернские аптеки» являются уполномоченным складом, прав на закупаемые Министерством здравоохранения лекарственные средства не приобретает. АО «Губернские аптеки» принимает закупленные Министерством лекарства на хранение, отдает их на точку отпуска (аптека) и должно выдать по рецепту получателю те таблетки, которые закуплены Министерством. В случае, если Министерство здравоохранения не может закупить по каким-то причинам конкретное лекарство, то в соответствии с Бюджетным кодексом РФ АО «Губернские аптеки» по распоряжению Министерства здравоохранения может произвести закуп лекарств за счет выделенных субсидий на приобретение лекарственных препаратов, и при этом аптека также является уполномоченным складом. В связи с чем, АО «Губернские аптеки» является ненадлежащим ответчиком по делу. В аптеку лекарственный препарат поступил ДД.ММ.ГГГГ Автайкина Л.П. лекарственным препаратом по рецепту обеспечен ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения на исковые требования, согласно которым просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд учитывает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав, полагает с учетом мнения участвующих в деле лиц и заявленных ходатайств возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца, интересы которого представляет в силу закона Канский межрайонный прокурор, а также представителей ответчиков Министерства здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки».

Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Никитина А.В., исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В силу п.п.1, 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в случаях их замены по жизненным показаниям. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона №178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, в число которых включен препарат «Ингибиторы протеинкиназы - иманитиб». Также указанный препарат включен в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. -уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. -п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Автайкина Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке является инвалидом 3 группы по общему заболеванию.

В силу справки, выданной УПФР в г.Канске Красноярского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ , Автайкина Л.П. имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания.

На основании вышеуказанной справки, врачом Гусевым Е.В. ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт серии 04-20 на препарат Метилпреднизолон таб. 4мг уп.

За получением лекарства ДД.ММ.ГГГГ Автайкина Л.П. обратилась в ЦРА , расположенную по адресу: <адрес>, стр. 5, однако, в выдаче лекарства ей отказали, сославшись на его отсутствие и то, что сведения о рецепте на данное лекарство зарегистрированы в журнале "неудовлетворенного спроса". Инвалид до ДД.ММ.ГГГГ лекарством не обеспечена.

Согласно п.2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв.Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Лекарственный препарат «Метилпреднизолон» в силу Распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» входит в перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.

Между министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» заключены государственные контракты об оказании услуг уполномоченного склада от ДД.ММ.ГГГГ -УМС (в отношении федеральных льготополучателей) и от 13.08.2019г. -УМС (в отношении региональных льготополучателей), в рамках которых на АО «Губернские аптеки» возложена обязанность оказать услуги приемки, входного контроля, хранения, отпуска товара на конкретную сумму в пунктах отпуска товара.

АО «Губернские аптеки» провело мероприятия по закупу лекарственных препаратов и обеспечения в порядке очерёдности рецептов, вставших на отсроченное обслуживание. В аптеку лекарственный препарат поступил ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Автайкина Л.П. была обеспечена лекарственным препаратом по рецепту серия 04-20 от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, АО «Губернские аптеки» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований к АО «Губернские аптеки» не установлены.

Учитывая, что Автайкиной Л.П. имеющей право на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Метилпреднизолон», принимая во внимание, что обеспечение пациента указанным препаратом в соответствии с предоставленными государством гарантиями осуществлено только 07.12.2020г. суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям в связи с имеющимся у него заболеванием.

При этом, основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности выдать истцу указанное лекарственное средство в течение 3 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу отсутствуют, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что лекарственным препаратом Автайкина Л.П. обеспечена ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, прокурором в интересах Автайкиной Л.П. заявлены исковые требования о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 5000 рублей в связи с нарушением права инвалида на бесплатное получение льготного лекарства, длительным необеспечением, чем истцу причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком Министерством здравоохранения Красноярского края не принято надлежащих мер к организации обеспечения Автайкиной Л.П. лекарственным препаратом, необходимого ей по жизненным показаниям, в связи с чем, истцу причинены нравственные страдания, которые с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий Автайкиной Л.П. обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с непринятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ему гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, переживания истца, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит частичному удовлетворению в сумме 2000 рублей, подлежащих взысканию с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с Министерства здравоохранения Красноярского края не подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора Автайкиной Л.П. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о возмещении затрат на приобретение лекарственного средства, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения в пользу Автайкиной Л.П. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Судья                        Глущенко Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2021 года.

2-544/2021 (2-3049/2020;) ~ М-2659/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Канская межрайонная прокуратура
Автайкина Лариса Петровна
Ответчики
филиал АО "Губернские аптеки"
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Глущенко Юлия Викторовна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
09.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
15.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2021Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
17.02.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее