Решение по делу № 2-216/2015 ~ М-90/2015 от 21.01.2015

Дело №/ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Гаршина М.Е.,

с участием представителя истца Салий А.Г., в лице Норкина А.В., действующего на основании доверенности,

представителей ответчика- администрации <адрес> в ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенностей,

при секретаре Абитовой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салий А.Г. к <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительным и отмене постановления главы администрации <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО2 по адресу: МР <адрес>, с\с <адрес>, <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 300 кв.метров, с разрешенным использованием складских помещений; о применение последствия недействительности в виде расторжения договора аренды с ФИО2 и приведением сторон в первоначальное положение

У С Т А Н О В И Л:

Салий А.Г. обратился в Альшеевский районный суд РБ с исковым заявлением к <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительным и отмене постановления главы администрации <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО2 по адресу: МР <адрес>, с\с <данные изъяты>, <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 300 кв.метров, с разрешенным использованием складских помещений; о применение последствия недействительности в виде расторжения договора аренды с ФИО2 и приведением сторон в первоначальное положение.

Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением предоставлении ему указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ по почте он получил ответ с КУС Минземимущества РБ по <адрес> о том, что предоставить участок ему не представляется возможным из-за прокурорской проверки. На данном участке имеется самовольное строение. Данный земельный участок был передан частному лицу без проведения торгов и аукциона. Ранее он выставлялся на аукцион в котором он принимал участие на основание распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аукциона по данному земельному участку, его заявки об участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ года. Данный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, ранее не был предоставлен кому-либо. ДД.ММ.ГГГГ за он получил уведомление от КУМС о том, что он признан участником аукциона по лоту по продажи земельного участка по <адрес>. Ответчик перед процедурой аукциона знал о наличии самовольного объекта на данном участке. Об оспариваемом постановлении он узнал в декабре 2014 года. Как установлено выпиской из ФГУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ, спорный земельный участок образован путем раздела большего земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4302 кв.м., который относится к землям общего пользования.

Кроме этого, согласно выписка ФГУ следует, что в настоящее время архивный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5323 кв.метра, расположенный по адресу:<адрес> с разрешенным использованием под складские помещения имеет статус «архивный», т.е в настоящее время снят с кадастрового учета с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, таким образом, следует сделать вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> были выделены в силу нахождения на них зданий и сооружений имеющих конкретного собственника, а земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> являлся землями общего пользования из которого впоследствии и был выделен спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для размещения складских помещений. Какой либо арендной платы за земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> никем не вносилось, из чего следует сделать вывод о том, что лицо, осуществившее самовольную постройку на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для размещения складских помещений, не имело в законном пользовании данный земельный участок и не имело разрешения на строительство.

Спорный земельный участок предоставлен без торгов и аукционов в нарушение закона ФИО2

Порядок предоставления земельных участков для строительства урегулирован статьей 30 земельного Кодекса РФ.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Учитывая, что действующим законодательством при наличии правил землепользования и застройки поселения установлена обязанность проведения аукциона, а в <адрес> имеются действующие Правила, следует сделать вывод о том, что истребуемый земельный участок может быть предоставлен без предварительного согласования через процедуру аукциона.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Статьей 12 ГК РФ способами защиты нарушенного права предусмотрено признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьей 60 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок

Статья 61 Земельного Кодекса РФ устанавливает возможность признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, который не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель.

Истец Салий А.Г. был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела судебной повесткой, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель истца Норкин А.В. в судебном заседании поддержал исковое заявление в полном объеме.

Представители ответчика- администрации <адрес> ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседание возражал против удовлетворения данных требований, так как ФИО2 купил объект недвижимости на данном земельном участке и обладал преимущественным правом на данный земельный участок.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседание возражал против удовлетворения данных требований, так как он купил объект недвижимости на данном земельном участке и обладал преимущественным правом на данный земельный участок.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что вышеуказанные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ).

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

Статья 36 ЗК РФ утратила силу с 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Так как истцом оспаривается постановление от ДД.ММ.ГГГГ года, то суд применяет норму права, действующей на момент вынесения обжалуемого постановления.

Согласно ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч.5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно ч.6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом в нарушение требований действующего законодательства Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес>, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 300 кв. М, был выставлен на продажу путем проведения торгов в форме аукциона, что является грубым нарушением требований земельного законодательства, в связи с тем, что ФИО2 имеет исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды.

Как установлено судом согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 купил и оплатил у ФИО7 недвижимое имущество : нежилое строение – склад из кирпича, находящийся по адресу: <адрес>. Соответствующее свидетельство о регистрации права собственности ФИО2, выдано ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5323 кв.м., который находился в аренде у гражданина ФИО7

Данное обстоятельство не было учтено при подготовке проектов для проведения аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> адресу: <адрес>, что послужило предпосылкой нарушения земельного законодательства.

Таким образом, вышеуказанные требования истца не подлежат удовлетворению, так как ФИО2 обладал исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков как собственник здания расположенного на указанном земельном участке. Расположенное на спорном земельном участке строение зарегистрировано на праве собственности ФИО2 в установленном законном порядке, что является основанием для отказа в удовлетворение требований заявителя.

То обстоятельство, что на основании заявления ФИО2 из одного участка на котором расположено принадлежащее на праве собственности ФИО2 строение, было образовано несколько земельных участков с присвоением каждому участку самостоятельного кадастрового номера, не означает то обстоятельство, что ФИО2 утратил предусмотренное ст.36 ЗК РФ вышеуказанное исключительное право на приобретение права аренды указанного земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Салий А.Г. к <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительным и отмене постановления главы администрации <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО2 по адресу: МР <адрес>, с\с <адрес>, <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 300 кв.метров, с разрешенным использованием складских помещений; о применение последствия недействительности в виде расторжения договора аренды с ФИО2 и приведением сторон в первоначальное положение, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Альшеевский районный суд РБ в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Гаршин М.Е.

2-216/2015 ~ М-90/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салий Анатолий Григорьевич
Ответчики
Администрация МР Альшеевский район
Суд
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Гаршин М.Е.
Дело на странице суда
alsheevsky--bkr.sudrf.ru
21.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2015Передача материалов судье
23.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.02.2015Предварительное судебное заседание
19.03.2015Предварительное судебное заседание
02.04.2015Предварительное судебное заседание
09.04.2015Предварительное судебное заседание
27.04.2015Судебное заседание
30.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее