Дело № 4/1-642/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 мая 2015 года р.п. Зубова Поляна
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Горячевой О.С., при секретаре Мучкиной Е.П., с участием в деле: помощника Дубравного прокурора Республики Мордовия Козлова Р.В., представителя администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Казина И.И., выступающего в судебном заседании по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство осужденного Лазарева С.В., __.__.____ года рождения, отбывающего наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания,
установил:
Лазарев С.В. осужден приговором Белгородского районного суда Белгородской области от 23 ноября 2010 года (с учетом последующих изменений) по ч.3 ст.162 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока: 09.04.2010 г. Конец срока: 08.04.2017 г.
Осужденный Лазарев С.В. обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении его от отбывания наказания.
Сведения об извещении потерпевшего ФИО1 в материалах дела имеются.
Администрацией ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия представлено заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения осужденного Лазарева С.В. из мест лишения свободы в соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство без участия осужденного, согласно его письменного заявления, исследовав представленные материалы, выслушав мнение представителя администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, поддержавшего ходатайство осужденного, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении ходатайства осужденного, суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что осужденный, содержась в СИЗО№ г.Белгород, нарушений установленного порядка не допускал, поощрений не имел. В ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия прибыл 11.02.2011 года. Впоследствии неоднократно убывал в СИЗО-№ г.Саранска, где допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что была проведена профилактическая беседа. По прибытию в ФКУ ИК-№ был трудоустроен на швейном производстве, с 01.10.2013 года по настоящее время трудоустроен рабочим БПК КЭЧ ФКУ ИК-№. К труду относится добросовестно. На профилактическом учете не состоит. В общении с представителями администрации вежлив, тактичен. Требования санитарии и личной гигиены соблюдает. Принимает активное участие в общественной жизни отряда. За весь период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ допустил 4 нарушения режима содержания, за что 3 раза наказывался в дисциплинарном порядке. Имеет 12 поощрений. С 30.04.2014 года состоит на облегченных условиях отбывания наказания. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, реагирует на них правильно. Связь с родственниками поддерживает путем телефонных переговоров, переписки и свиданий. Отношения между ними доброжелательные. В ПУ-№ ФКУ ИК-№ не обучался. По приговору суда имеет иски в пользу потерпевшего ФИО1: ... рублей - в счет возмещения материального ущерба, взыскано из заработной платы ... рублей, в том числе добровольно погашено ... рублей, остаток - ... рублей; ... рублей - в счет компенсации морального вреда. Вину в совершенном преступлении по приговору суда признал частично. За время отбывания наказания в ФКУ ИК-№ вину признал полностью, в содеянном раскаялся.
В соответствии со ст. 79 ч.1 УК РФ обязательным условием применения условно-досрочного освобождения является признание судом, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
В силу ст. 79 ч.4.1 УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения.
Согласно статье 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный может быть освобожден условно-досрочно, если имеются факты, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.
Сам по себе факт отбытия осужденным необходимой части срока наказания еще не влечет обязательное применение условно-досрочного освобождения.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №8 от 29 апреля 2009 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания», вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания.
Таким образом, при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица, отбывающего назначенное судом наказание, подлежит учету поведение осужденного за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства, соблюдение режима в исправительном учреждении, отношение к трудовой и общественной жизни, осознание осужденным совершенного им преступления, в том числе чистосердечное признание вины, частичное или полное возмещение ущерба, причиненного преступлением. Необходимо принимать во внимание как имеющиеся у осужденного поощрения, так и взыскания, в совокупности оценивать и другие обстоятельства.
Примерное поведение осужденного может свидетельствовать о высокой степени его исправления лишь в том случае, если такое поведение продолжалось достаточно длительное время.
Судом установлено, что за весь период отбывания наказания осужденный допустил 5 нарушений режима содержания, за что 3 раза наказывался в дисциплинарном порядке. И хотя взыскания сняты в установленном законом порядке, наличие фактов допущенных нарушений установленного порядка отбывания наказания отрицательно характеризует личность осужденного и свидетельствует о том, что, отбывая наказание в местах лишения свободы, он игнорировал правила внутреннего распорядка в исправительном учреждении, что свидетельствует об отрицательном поведении осужденного, а также о неустойчивости его поведения в период отбывания наказания.
Таким образом, из материалов дела видно, что поведение осужденного за весь период отбывания наказания не было исключительно положительным, о чем свидетельствуют имеющиеся у осужденного нарушения установленного порядка отбывания наказания, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что поведение осужденного на протяжении длительного времени было примерным. Не имеет определенного значения при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и сама возможность социальной и трудовой адаптации осужденного.
Наличие у осужденного поощрений не может являться безусловным основанием для применения условно-досрочного освобождения, поскольку труд осужденного в местах лишения свободы является его обязанностью. Поощрения за активное участие в общественной жизни отряда и колонии также не являются безусловным основанием для условно-досрочного освобождения.
Кроме того, осужденный имеет гражданские иски в пользу потерпевшего ФИО1, к погашению которых не принимает должных мер. Данное обстоятельство является препятствием к восстановлению социальной справедливости.
Основанием для условно-досрочного освобождения является признание судом того факта, что лицо встало на путь исправления и не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания, что цель наказания достигнута.
В результате проведенного исследования имеющихся материалов суд приходит к выводу, что предусмотренные частью 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации цели наказания в отношении осужденного нельзя признать достигнутыми.
В соответствии со статьей 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под исправлением осужденных следует понимать формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулирование правопослушного поведения, которые у осужденного на момент рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания достаточно не достаточно сформировались.
По указанным основаниям суд считает, что с мнением администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия нельзя согласиться, и соглашается с заключением прокурора о том, что осужденный нуждается в дальнейшем отбывании наказания в виде лишения свободы в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, что согласуется с требованиями части 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 43, 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 396-397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
в удовлетворении ходатайства осужденного Лазарева С.В. об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - отказать.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вынесения через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии постановления. В случае апелляционного обжалования осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении жалобы судом апелляционной инстанции.
Судья О.С. Горячева