РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2015 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бардина А.Ю.,
с участием представителя (по доверенности) ответчика МО МВД России «<данные изъяты>» - Н.А.,
при секретаре Гусеве С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатенко С.А. к МО МВД России «<данные изъяты>», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Игнатенко С.А. обратился в суд с исковым заявлением к МО МВД России «<данные изъяты>», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, мотивируя тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он периодически доставлялся и содержался в ИВС при МО МВД России «<данные изъяты>» в связи с привлечением к уголовной ответственности. Во время содержания в ИВС, по мнению истца, нарушались требования Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: истец не был обеспечен гигиеническими принадлежностями, ему не выдавались: зубная паста, щетка, мыло, полотенце; истец не был обеспечен в полном объеме постельными принадлежностями, ему не выдавались: матрас, подушка, одеяло; не соблюдалась минимальная санитарная (полезная) норма жилой площади, истец содержался в камере на 4-6 мест площадью 15 м2, в которой располагались: спальные места, сан-узел, умывальник, стол и лавочка для приёма пищи; санитарный узел был оборудован без соблюдения условия приватности вблизи стола для приёма пищи; в камерах отсутствовали тумбы и полки для хранения продуктов питания, в связи с чем продукты быстро портились; отсутствовали вешалки и полки для вещей, в связи с чем вещи приобретали помятый и неряшливый вид; в камере отсутствовали окна, постоянно горела одна дневная лампа, что раздражало глаза; помещение ИВС не было оборудовано прогулочным двориком и комнатой для свиданий, что лишало истца права на ежедневную прогулку на свежем воздухе в течение одного часа, на стабильность и ограниченность во времени при свидании с близкими родственниками. Находясь в вышеуказанных условиях содержания, истец испытывал нравственные страдания, чувство неполноценности и безысходности, ему был причинен моральный вред, последствия которого могут быть устранены только путем выплаты компенсации в денежном выражении. На основании изложенного выше, истец просит признать условия его содержания в ИВС при МО МВД России «<данные изъяты>» ненадлежащими и взыскать в его пользу с Министерства финансов РФ в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
В настоящее время истец Игнатенко С.А. отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы. При подготовке дела к слушанию для защиты прав личности и достижения целей правосудия, с учетом режима отбывания наказания, суд не нашел оснований для признания обязательным участия истца в судебном заседании. Заявителю судом разъяснялись права, предусмотренные ст. 35, 39, 48, 49, 53 ГПК РФ, в том числе возможность участия в деле представителя, представления суду письменных пояснений. Заявителю предоставлена возможность получать все необходимые сведения по делу, направлены отзывы ответчиков и копии документов, предоставленных ответчиками.
Представитель ответчика (по доверенности) МО МВД России «<данные изъяты>» - Н.А. в судебном заседании пояснила, что поддерживает доводы, указанные в отзыве на исковое заявление. Из отзыва следует, что ИВС Межмуниципального отдела был оборудован в ДД.ММ.ГГГГ, в здании, которое изначально предназначалось для иных целей. За период его деятельности надзирающими и контролирующими органами выявлялись недостатки, которые по мере поступления финансирования устранялись в ходе проведения капитальных и текущих ремонтов. Прогулочным двором ИВС был оборудован только в ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем прогулки истцу в период его нахождения не предоставлялись. В ИВС имеется вытяжная вентиляционная система, которая находится в исправном состоянии. Перегородки приватности и частичная замена окон в камерах была произведена ДД.ММ.ГГГГ в результате капитального ремонта. Нормативно не урегулирован вопрос по расстоянию между столом и санузлом в камере, в связи с чем данное требование истца является несостоятельным. Полки для хранения гигиенических принадлежностей имелись в период нахождения Игнатенко С.А. в ИВС. Лампы освещения в камерах ИВС покрыты металлической сеткой, однако сетка в достаточном количестве пропускает свет. Полумрак в камерах является недопустимым, т. к. это затрудняет наблюдение за поведением подозреваемых и обвиняемых. Пункт 3 Правил внутреннего распорядка подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, утвержденных приказом МВД от 22.11.2005 г., запрещает подозреваемым и обвиняемым закрывать лампы освещения и совершать иные действия, которые затрудняют наблюдение за поведением содержащихся в камере лиц. Порядок проведения свиданий регламентирован разделом 16 приказа МВД России № 950-2005 г. Свидания истцу предоставлялись, временные требования установлены ч. 2 п. 135 вышеуказанного приказа, по которым максимальная продолжительность свиданий до трех часов, минимальная не установлена. Сам факт ограничения свободы влечет наличие у лица нравственных страданий, что является последствием его противоправного поведения. Истцом не представлено никаких доказательств ухудшения его здоровья, вызванных условиями содержания в ИВС. Считает необходимым принять во внимание то обстоятельство, что исковое заявление было подано через семь лет после нахождения истца в ИВС, что свидетельствует о неактуальности для Игнатенко С.А. данного вопроса в течение последних пяти лет с момента пребывания в ИВС. В связи с чем, просила в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Представитель по доверенности ответчика Министерства финансов РФ О.Г. о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с общим правилом, предусмотренным статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, вследствие деликтных действий, возмещается причинителем. Вред, причинённый в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов в соответствии со статьями 1069, 1070 ГК РФ, возмещается за счет средств соответствующей казны. Деликтная ответственность Российской Федерации средствами казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ может наступить лишь при наличии предусмотренных в указанных нормах специальных условий. Исходя из диспозиции статьи 1069 ГК РФ, одним из условий возмещения вреда, причиненного во властно-административной сфере, является незаконность соответствующих актов, действий или бездействия органов государственной власти и их должностных лиц, то есть, указанные акты (действия или бездействие) должны противоречить конкретным нормам закона или других правовых актов. Действия (бездействия) органов власти, которыми гражданину причинен вред, могут признаваться противоправными (незаконными) прежде всего с позиций той отрасли права, нормами которой осуществляется их регулирование. Действия органов в административно-властной сфере регулируются специальными отраслями законодательства, нежели гражданское законодательство. При этом существует презумпция законности действий органов, пока не установлено иное. Законодательство предоставляет широкие права гражданам по защите своих прав, в том числе и в судебном порядке. Условием возмещения вреда, причиненного действиями органов власти, является обязательная предварительная отмена незаконных актов власти или признание недействительными, незаконными действий государственного органа, которые производятся на основании норм соответствующей отрасли права. Действия работников МО МВД России «Боготольский» не признаны незаконными, в порядке установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для возмещения вреда отсутствуют. В настоящее время истцом не представлено доказательств незаконности действий должностных лиц государственных органов и соответственно вины и причинно-следственной связи между данными действиями и заявленным вредом. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец должен доказать причинение ему нравственных и физических страданий со стороны государственных органов, обосновать размер компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда не является самостоятельным гражданско-правовым требованием, оно неразрывно связано с фактом нарушения, в первую очередь, личных неимущественных прав гражданина. Отсюда можно прийти к выводу, что для того чтобы претендовать на компенсацию морального вреда, гражданин должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав. Кроме того, сумма компенсации морального вреда должна определяться по правилам статьи 151 ГК РФ с учетом принципа разумности и справедливости. Возмещение морального вреда должно носить компенсационный характер, а не служить дополнительным источником дохода. Предъявленная к возмещению сумма морального вреда в размере <данные изъяты> рублей является необоснованной и неподтвержденной необходимыми доказательствами и не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Игнатенко С.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со ст. 7, 9 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» наряду со следственными изоляторами местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Правовую основу деятельности ИВС органов внутренних дел составляют Конституция РФ, Федеральный закон № 103 - ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УПК и УК РФ, Правила внутреннего распорядка ИВС органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы гражданина РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидание с родственниками, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно п. 43, 45 Правил внутреннего распорядка ИВС органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем. Камеры ИВС оборудуются шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Таким образом, наличие морального вреда предполагает негативные изменения в психической сфере человека, выражающиеся в претерпевании последним физических и нравственных страданий.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из материалов дела следует, что для проведения следственных действий по уголовному делу, по которому Игнатенко С.А. подозревался в совершении преступления, а также для рассмотрения уголовного дела в суде, он доставлялся в ИВС МО МВД России «<данные изъяты>». Так, Игнатенко С.А. содержался в ИВС в <данные изъяты> году в общей сложности 19 суток, из которых 15 суток содержался в камерах с нарушением санитарной площади на одного человека, в <данные изъяты> годах (ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности 36 суток, из которых 12 суток содержался в камерах с нарушением санитарной площади на одного человека, что подтверждается справкой начальника полиции МО МВД России «<данные изъяты>».
В судебном заседании было установлено, что в период содержания Игнатенко С.А. в ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ в ИВС имелись нарушения условий содержания:
отсутствовал прогулочный дворик, который появился только в ДД.ММ.ГГГГ,
отсутствовали окна, обустроили камеры окном ДД.ММ.ГГГГ согласно акту о приемке выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ
не обеспечена приватность санузла, так как обустроили приватностью ДД.ММ.ГГГГ согласно акту о приемке выполненных работ ДД.ММ.ГГГГ
в камерах оборудована одна лампочка, которая является дневным и ночным освещением;
камеры не были оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика МО МВД России «<данные изъяты>» Н.А., а также подтверждены свидетелем К.П. Данные обстоятельства не соответствуют нормам и правилам содержания в ИВС.
Согласно справке и.о. начальника ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г., за время содержания Игнатенко С.А. в ИВС <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, письменных заявлений о выдаче гигиенических принадлежностей от гр-на Игнатенко С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – не поступало. На основании журнала № учета выдачи постельных принадлежностей подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС МО МВД России «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко С.А. получал постельные принадлежности ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ Из пояснений свидетеля К.П. следует, что Игнатенко С.А. на основании письменных заявлений предоставлялись свидания с родственниками. Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не содержит нормы о минимальной продолжительности свидания с родственниками. В связи с чем, доводы истца о том, что ему не выдавали гигиенические принадлежности, постельные принадлежности и ограничивали во времени в свиданиях с родственниками не нашли своего подтверждения и не могут быть расценены как нарушения условий содержания в ИВС. Доказательств обратного суду истцом не предоставлено.
Государство несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить надлежащее содержание и уважение достоинства задержанных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения ни возникали.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в течение всего периода нахождения истца в ИВС в ДД.ММ.ГГГГ, доступ к свежему воздуху у истца был ограничен, так как ежедневные прогулки не предоставлялись. В ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствовало окно в камерах ИВС, отсутствовала приватность санузла. В течение всего периода содержания в указанные периоды имелись нарушения нормы санитарной площади на одного человека, камеры не были оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, в камерах имелась одна лампочка, которая являлась светильником дневного и ночного освещения.
Учитывая совокупность изложенных фактов, суд находит установленными наличие воздействия на психическое и физическое состояние истца, которое должно было принести ему страдания, присущие заключению.
Принимая во внимание установленные в суде обстоятельства, суд полагает, что действиями должностных лиц ИВС МО МВД России «<данные изъяты>» было допущено нарушение личных неимущественных прав истца, что причинило ему нравственные страдания.
При определении размера морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства причинения морального вреда, индивидуальные особенности потерпевшего. Исходя из сути возмещения морального вреда, которая носит компенсационный характер, суд полагает необходимым взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Игнатенко С.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Указанная сумма, по мнению суда, соответствует предусмотренным законом требованиям разумности и справедливости.
В удовлетворении требований Игнатенко С.А. к МО МВД России «<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда суд считает необходимым отказать, поскольку вред, причиненный государственными органами, возмещается за счет казны Российской Федерации, которую представляет Министерство финансов РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Игнатенко С.А. к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Игнатенко С.А. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, в остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Бардин
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2015 года