Решение по делу № 2-4246/2021 ~ М-3108/2021 от 23.03.2021

Дело № 2-4246/2021

УИД 03RS0003-01-2021-004414-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа                       15 июня 2021 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамидуллиной Д.И.,

с участием истца - помощника прокурора Басаева Т.А.,

законного представителя Алибаевой А.Д., Алибаева И.Д.– Алибаевой А.Ф.,

представителя ответчика Министерства здравоохранения РБ – Альмухаметова И.Р.,

представителя третьего лица ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ» – Ибрагимовой Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4246/2021, возбужденное по исковому заявлению Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах Алибаевой Айгуль Флюровны, действующей за малолетних детей Алибаеву Айсылу Динаровну и Алибаева Ильнара Динаровича к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению тест-полосками для измерения глюкозы в крови,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иглинского района РБ действующий в интересах Алибаевой А.Ф., действующей за малолетних детей Алибаеву А.Д. и Алибаева И.Д., обратился в суд с иском Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечивать ребенка-инвалида тест полосками для определения содержания глюкозы в крови.

В обоснование иска указано, что малолетние Алибаева А.Д., 22.10.2010 г.р. Алибаев И.Д., 31.07.2012 г.р. состоят на учете в ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 1 типа, являются инвалидами.

Из выписных эпикризов ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» следует, что Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. рекомендован, в том числе контроль гликемии по глюкометру 10-12 раз в сутки с использованием тест-полосок для измерения содержания сахара в крови.

ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ» 20.01.2021 года Алибаевой А.Ф. выданы рецептурные бланки на медицинские изделия в виде тест-полосок Акку-Чек Перформа в количестве по 6 упаковок на каждого ребенка.

Вышеуказанные медицинские изделия, на момент обращения Алибаевой А.Ф. в аптеку ГУП «Башфармация» РБ в необходимом количестве отсутствовали.

На основании вышеизложенного, Прокурор Иглинского района РБ просит суд, обязать Министерство здравоохранения РБ бесперебойно обеспечивать детей-инвалидов Алибаеву А.Д. и Алибаева И.Д. медицинскими изделиями, а именно тест-полосками для измерения содержания сахара в крови в количестве 6 единиц на каждого ежемесячно.

В судебном заседании процессуальный истец заместитель прокурора Иглинского района РБ Басаев Т.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить требования, обеспечить выдачу тест-полосок бесперебойно в количестве 6 штук каждому ежемесячно.

В судебном заседании законный представитель Алибаевой А.Д., Алибаева И.Д.– Алибаева А.Ф. исковые требования поддержала, просила требования удовлетворить и обеспечивать бесперебойно тест-полосками.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ - Альмухаметов И.Р., в иске просил отказать, по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГБУЗ РБ "Иглинская ЦРБ" - Ибрагимова Л.Р. в судебном заседании пояснила, что на сегодняшний день Алибаева И.Д., Алибаева А.Ф. обеспечены медицинскими изделиями.

Представитель третьего лица ГУП «Башфармация» РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявивищихся сторон.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Алибаева А.Ф. в интересах несовершеннолетних детей Алибаевой А.Д. и Алибаева И.Д. обратилась в прокуратуру Иглинского района РБ с просьбой провести проверку по факту необеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в установленный законом срок.

Алибаева А.Д., 22.10.2010 года рождения, Алибаев И.Д., 31.07.2012 г.р. являются детьми-инвалидами, страдают заболеванием «Сахарный диабет 1 типа» и с данным диагнозом состоят на учете ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ», что не оспаривается сторонами.

Из выписных эпикризов ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» следует, что Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. рекомендован, в том числе контроль гликемии по глюкометру 10-12 раз в сутки с использованием тест-полосок для измерения содержания сахара в крови.

Согласно протоколам врачебной комиссии от 19.02.2021г. и от 19.02.2021г. Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. рекомендованы тест-полоски Акку Чек Перформа – 72 упаковки каждому.

ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ» Алибаевой А.Ф. и Алибаеву И.Д. были выданы рецептурные бланки на медицинские изделия в виде тест-полосок Акку-Чек Перформа в количестве по 6 упаковок на каждого ребенка.

Вышеуказанный рецепт был предъявлен в аптеку ГУП «Башфармация» РБ, однако указанные медицинские изделия на момент обращения Алибаевой А.Ф. в аптеке в необходимом количестве отсутствовали.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года № 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание диабет. При этом средства диагностики, к которым относятся тест-полоски к глюкометру, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н.

Тест полоска Акку-Чек Перформа необходима для системы непрерывного мониторирования глюкозы.

Данное медицинское изделие необходимо Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. для своевременного и правильного применения жизненно необходимых и важнейших медицинских изделий. Согласно выписных эпикризов Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. показаны тест-полоски для измерения уровни глюкозы в крови до 6 раз в сутки.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В этой связи доводы Министерства здравоохранения РБ о том, что исковые требования необходимо обратить к медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание пациента, оказывающей медицинскую помощь суд считает несостоятельными и расценивает как попытку уйти от ответственности за допущенные нарушения требования законодательства об основах охраны здоровья граждан.

Алибаева А.Д. и Алибаев И.Д. к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относятся.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В целях реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года N 1610, на территории Республики Башкортостан принята программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная Постановлением Республики Башкортостан.

В судебном заседании установлено, что Алибаева А.Д. и Алибаев И.Д. жизненно необходимо измерение содержание глюкозы в крови тест-полосками 6 раз в сутки.

Отказом в обеспечении тест-полосками для измерения содержания глюкозы в крови являющимися частью системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, права Алибаевой А.Д. и Алибаева И.Д. нарушены.

Поскольку Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. по жизненным показаниям необходимо использование системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, то обеспечение его расходными материалами, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае Алибаева А.Д. и Алибаев И.Д. фактически лишаются права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что медицинские изделия тест-полоски для измерения глюкозы в крови относится к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. бесплатно.

Доводы представителя Министерства здравоохранения РБ о том, что Министерством предприняты все необходимые действия по обеспечению Алибаевой А.Д. и Алибаеву И.Д. необходимыми тест-полосками, суд отклоняет, поскольку эти доводы опровергнуты представленными в материалы дела доказательствами. Меры, на которые указал представитель ответчика в письменных возражениях, предприняты Министерством после обращения законного представителя Алибаевой А.Д. и Алибаева И.Д. в прокуратуру Иглинского района РБ.

Учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, а постоянный непрерывный ежесуточный контроль за содержанием глюкозы в крови жизненно необходим, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать Алибаеву А.Д. и Алибаева И.Д. медицинским изделием для непрерывного мониторинга глюкозы в крови - тест – полосками.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах Алибаевой Айгуль Флюровны, действующей за малолетних детей Алибаеву Айсылу Динаровну и Алибаева Ильнара Динаровича, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать до достижения совершеннолетнего возраста детей-инвалидов Алибаеву Айсылу Динаровну и Алибаева Ильнара Динаровича медицинскими изделиями – тест-полосками для измерения содержания сахара в крови в количестве 6 единиц на каждого ежемесячно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2021 года.

Судья                      Т.Н. Искандарова

2-4246/2021 ~ М-3108/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иглинского района
Алибаева Айгуль Флюровны, действующая за малолетних детей Алибаеву А.Д., Алибаева И.Д.
Ответчики
Министерство здравоохранения РБ
Другие
ГБУЗ РБ Иглинская Центральная районная больница
ГУП Башфармация Республики Башкортостан
Суд
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Искандарова Т.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky--bkr.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее