Дело №2-407/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 сентября 2012 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием помощника прокурора Пряжинского района Шолохова Д.С.,
представителя ответчика - Администрации Пряжинского национального муниципального района Табота Ю.Д.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Пряжинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности по оборудованию специальными устройствами (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Пряжинского района обратился в суд с иском по тем основаниям, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения ФЗ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в здании Администрации Пряжинского национального муниципального района. В ходе проведения указанной проверки было установлено, что в нарушение ст. 15 указанного Закона условия беспрепятственного доступа в Администрацию Пряжинского национального муниципального района инвалидов, использующих кресла-коляски, не созданы. Учитывая изложенное, и.о. прокурора Пряжинского района просит обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, предназначенный для обеспечения доступа к помещениям, используемым Администрацией Пряжинского национального муниципального района, устройствами (пандусом), позволяющими обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла - коляски, в указанное здание.
В судебном заседании помощник прокурора Пряжинского района Шолохов Д.С. уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района в срок до 30 апреля 2013 года (первоначально - до 30 декабря 2012 года) оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, предназначенный для обеспечения доступа к помещениям, используемым Администрацией, устройствами (пандусом), позволяющими обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла - коляски, в указанное здание.
Представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района Табота Ю.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании необходимость установки пандуса не оспаривала, первоначально полагая необходимым определить срок его установки до 01 июня 2013 года, в последующем срок до 30 апреля 2013 года также полагала разумным.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб и иные гарантии социальной защиты.
В силу статей 18, 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 09 декабря 1975 года, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье. Статья 8 Декларации о правах инвалидов определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и иных комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно результатам проведенной прокуратурой Пряжинского района проверки вход в здание, предназначенный для обеспечения доступа к помещениям, используемым Администрацией Пряжинского национального муниципального района, не оборудован устройствами (пандусом), позволяющими обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, в указанное здание.
На основании Свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> трехэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 73, который Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047 включен в перечень национальных стандартов и сводов правил. Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности в СНиП 35-01-2001.
Согласно п. 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м. для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
Путем возложения обязанности по обеспечению, беспрепятственного доступа инвалидов и граждан с ограниченными возможностями к пользованию объектами социальной инфраструктуры - государство реализует установленные гарантии социальной защиты инвалидов. В связи с чем, крайне важным является установление гарантий запрета на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.
Неисполнение требований Федерального закона №181-ФЗ, в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение их прав и законных интересов в удовлетворении своих общественных потребностей, возможности участия в культурной жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, то есть прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно установить и персонифицировать.
При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление и.о. прокурора Пряжинского района следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом срок для исполнения решения, указанный истцом и не оспариваемый представителем ответчика, суд находит разумным.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Администрация Пряжинского национального муниципального района (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района в срок до 30 апреля 2013 года оборудовать вход в здании, расположенном по адресу: <адрес>, устройствами (пандусом), позволяющими обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, в указанное здание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 25 сентября 2012 года