Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-140/2021 ~ М-87/2021 от 01.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 30 » апреля 2021 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием представителя административного истца Мамбетова М.Г., представителей административных ответчиков Кулбаевой Н.С. и Баграмяна Т.Б., при секретаре Емельяновой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-140/2021 по административному иску Баканова Николая Васильевича к Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Самарской области и УФНС России по Самарской области о признании незаконными решения по жалобе на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился с данным иском указав, что ему на праве собственности принадлежало здание по адресу <адрес> с кадастровым номером , которое 15.04.2015 года было разделено на несколько нежилых помещений с кадастровыми номерами (14.04.2015), (21.04.2015), (24.04.2015), (12.05.2015), (19.05.2015), (19.05.2015). Впоследствии помещения с кадастровыми номерами и были разделены на помещения с кадастровыми номерами (5.03.2018), (5.03.2018), (4.06.2018), (4.06.2018). В настоящее время ему принадлежат 8 помещений с кадастровыми номерами , , , , , , , . Тем самым первоначальное здание с кадастровым номером прекращено как объект налогообложения в связи с разделом с 19.05.2015 года. Не смотря на это и наличие разъяснений Минфина России (письмо № 03-05-04-01/77887 от 24.11.2007 года), а также судебной практики (Определение ВС РФ № 305-КГ18-9064 от 20.09.2018 года) ему был одновременно начислен налог на имущество по всем 8 помещениям и зданию с кадастровым номером за 2015-2019 годы. Обращался с жалобами в УФНС по Самарской области и Центральный аппарат ФНС России, однако они были оставлены без удовлетворения (решения от 17.09.2020 года и от 11.12.2020 года). В связи с этим просил признать незаконным решение УФНС России по Самарской области по жалобе на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС России № 8 по Самарской области, выразившиеся в непринятии мер по перерасчету налога на имущество физических лиц по зданию с кадастровым номером за 2015-2019 годы; признать незаконным бездействие должностных лиц МИФНС России № 8 по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по перерасчету налога на имущество физических лиц по зданию с кадастровым номером за 2015-2019 годы; обязать сотрудников МИФНС России № 8 по Самарской области произвести перерасчет налога на имущество по зданию с кадастровым номером за 2015-2019 годы.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, пояснив, что налог за 2015-2019 годы по объекту с кадастровым номером был уплачен полностью. С письменным заявлением о перерасчете либо зачете налога в МИФНС России № 8 по Самарской области не обращался.

Представители административных ответчиков с иском не согласились указав, что спорный объект был снят с учета по налогообложению как прекративший существование в августе 2019 года на основании информации Росреестра. Не отрицают, что налог на имущество по нему за 2015-2019 годы был оплачен. С заявлением о перерасчете налога либо о прекращении права собственности на объект налогообложения истец не обращался.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В соответствии со ст.227 ч.2 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом в удовлетворении заявления должно быть отказано, если установлено, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Одним из налогов является налог на имущество физических лиц (ст.ст.15, 399 НК РФ), плательщиками которого являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено п.2.1 настоящей статьи (п.1).

В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п.2.1).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п.5).

Согласно ст.85 п.4 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию ТС, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о ТС, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

По информации ФНС России перерасчет имущественных налогов по ранее направленным физическим лицам налоговым уведомлениям проводится при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах. В частности, к ним могут относиться: - впервые заявленная гражданином налоговая льгота или информация о прекращении существования объекта налогообложения, относящаяся к периоду, за который направлено налоговое уведомление; - оспаривание кадастровой стоимости, использованной в качестве налоговой базы; - снижение налоговых ставок или введение налоговых льгот в отношении периода, за который направлено налоговое уведомление; - получение уточненных сведений из органов (организаций), регистрирующих объекты недвижимого имущества или ТС (Росреестр, ГИБДД МВД России, ГИМС МЧС России, инспекции гостехнадзора и т.п.); - исключение сведений из перечня объектов торгово-офисного назначения, предусмотренного п.7 ст.378.2 НК РФ; - получение уточненных сведений Минпромторга России о включении ТС в перечень легковых а/м средней стоимостью от 3 млн рублей для определенного налогового периода. Перерасчет проводится не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления в связи с таким перерасчетом, если иное не предусмотрено п.2.1 ст.52 НК РФ.

Как следует из материалов дела административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: (с 27.04.2015 года), (с 6.05.2015 года), (с 6.05.2015 года), (с 21.05.2015 года), (с 27.05.2015 года), (с 28.05.2015 года), а также (дата присвоения кадастрового номера 5.03.2018 года), (дата присвоения кадастрового номера 5.03.2018 года), (дата присвоения кадастрового номера 4.06.2018 года), (дата присвоения кадастрового номера 4.06.2018 года) по адресу <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН и свидетельствами о государственной регистрации права. Все указанные объекты находятся в пределах объекта с кадастровым номером .

По сведениям, представленным административным ответчиком, дата прекращения владения объектом с кадастровым номером значится как 13.08.2019 года, что административным истцом по существу не оспаривается. Имеется адресованное МИФНС России № 8 по Самарской области сообщение Управления Росреестра по Самарской области от 10.09.2020 года о том, что право собственности Баканова Н.В. на здание с кадастровым номером прекращено 13.08.2019 года на основании заявления правообладателя от 6.08.2019 года в связи с его разделением на несколько нежилых помещений.

Согласно ст.131 ч.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Решением УФНС России по Самарской области от 17.09.2020 года жалоба Баканова Н.В. на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС России № 8 по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по перерасчету налога на имущество физических лиц за 2015-2019 годы, оставлена без удовлетворения, поскольку он был исчислен согласно представленным регистрирующим органом сведениям о периоде владения заявителем зданием с кадастровым номером .

Аналогичное по сути решение принято заместителем руководителя ФНС России по жалобе Баканова Н.В. на действия должностных лиц Инспекции и указанное решение УФНС ( от 11.12.2020 года).

Таким образом перерасчет налога возможен при определенных обстоятельствах, предусмотренных налоговым законодательством. В данном случае административный ответчик таких оснований не усмотрел в связи с тем, что прекращение права собственности административного истца на спорный объект недвижимости состоялось в августе 2019 года в связи с его разделением на несколько помещений, что следует из ответа регистрирующего органа. С учетом этого начисление налога на имущество до указанного момента являлось обоснованным и прекратилось после поступления такой информации. Сам административный истец ранее с подобным заявлением не обращался. Тем самым нарушения закона налоговым органом не допущено. Оснований для применения положений п.2.1 ст.408 НК РФ в данном случае не имеется.

Ссылка на письмо Минфина России является несостоятельной, поскольку в нем рассмотрены вопросы, касающиеся применения отдельных положений ст.378.2 НК РФ главы 30 «Налог на имущество организаций». Указание на определение ВС РФ по конкретному делу не может быть принято во внимание, поскольку в нем судом дана оценка действиям налогового органа по исчислению налога на имущество организаций на здание, которое не существовало физически в силу его сноса.

Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Баканова Николая Васильевича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев

2а-140/2021 ~ М-87/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баканов Н.В.
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Самарской области
УФНС России по Самарской области
Другие
Мамбетов М.Г.
Суд
Нефтегорский районный суд Самарской области
Судья
Лопутнев В.В.
Дело на странице суда
neftegorsky--sam.sudrf.ru
01.03.2021Регистрация административного искового заявления
01.03.2021Передача материалов судье
02.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.04.2021Предварительное судебное заседание
30.04.2021Предварительное судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021Дело оформлено
18.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее