№ 2а-1273/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 20 ноября 2019 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стафеева Алексея Валерьевича к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области, Совету депутатов Перёдского сельского поселения об исключении земельного участка из границ санитарно-защитной зоны, обязании повторно рассмотреть уведомление о строительстве,
установил
Стафеев А.В. обратился в Боровичский районный суд с указанным иском, в обоснование указав, что 19 декабря 2018 года в адрес Администрации Боровичского муниципального района направил уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0080805:31, расположенном по адресу: <адрес>
24 января 2019 года Администрацией в его адрес направлено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, на том основании, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, а в соответствии с правилами землепользования и застройки Передского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов от 02.12.2009 №151 (в редакции от 25.10.2017 №80) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
Вместе с тем, указанный земельный участок в 2012 году был предоставлен ему Администрацией Боровичского муниципального района в долгосрочную аренду именно для строительства индивидуального жилого дома. Согласно кадастровому паспорту, вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуальной жилой застройки. На соседних земельных участках также расположены объекты индивидуальной жилой застройки.
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, определены в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222).
В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают в зависимости от класса опасности объектов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или ее территориальные органы.
С учетом изложенного, действующее законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон. Поэтому в генеральных планах и правилах землепользования и застройки должны отображаться только установленные Роспотребнадзором санитарно-защитные зоны.
Истцом в Управление Роспотребнадзора был сделан запрос, принималось ли решение об установлении санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером № Согласно ответа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе от 09 августа 2019 года №975, санитарно-защитные зоны на территории д.Передки не устанавливались и санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались. Согласно акта санитарно-эпидемиологической экспертизы Управления Роспотребнадзора от 20 июня 2011 года спорный земельный участок пригоден для строительства индивидуального жилого дома. По заключению Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, с/п ФИО1, <адрес> соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Иных заключений в отношении спорного участка Управлением Роспотребнадзора не выдавалось.
С учетом изложенного, Стафеев А.В. просит суд обязать Совет депутатов Передского сельского поселения исключить земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Новгородская область, с/п Передское, д.Передки из границ санитарно-защитной зоны; обязать Администрацию Боровичского муниципального района повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: Новгородская область, с/п Передское, д.Передки, признав допустимым размещение объекта индивидуальной жилой застройки на указанном земельном участке.
В судебное заседание административный истец Стафеев А.В. не явился, его представитель Шварцфельд Р.Л. заявленный иск поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что поскольку санитарно-защитная зона не имеет координат, определить, действительно ли участок истца расположен в этой зоне, не представляется возможным, и основания для отказа в разрешении строительства отсуствуют.
Представитель административного ответчика- Администрации Боровичского муниципального района Горячева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что решение Администрации о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по обращению Стафеева А.В. основано на законе, поскольку земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне. При заключении договора аренды земельного участка действовали Правила землепользования и застройки Передского сельского поселения, согласно которых участок не охватывался санитарно-защитной зоной. Кроме того, полагает, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска является пропуск истцом срока обжалования, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.
Представитель административного ответчика- Совета Депутатов Передского сельского поселения Бойцова Н.В. в судебном заседании административный иск не признала, дополнительно пояснила, что санитарно-защитная зона на территории Передского сельского поселения претерпела изменения из-за того, что появились действующие предприятия. В этой зоне оказались жилые строения, возведенные ранее, а поскольку Стафеев А.В. только намеревается приступить к строительству, Администрация Боровичского муниципального района обоснованно отказала в выдаче разрешения.
Представитель заинтересованного лица- Администрации Перёдского сельского поселения Михайлов С.В. в судебном заседании административный иск не признал, поскольку земельный участок истца расположен в санитарно-защитной зоне, установленной по причине работы нескольких предприятий.
Представитель заинтересованного лица- территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц -ООО «Компания СЭВ», ООО «Завод электротехнической арматуры «Контакт», индивидуальные предприниматели Мухин А.А., Сапожникова О.А., а также Жуков А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Боровичского муниципального района №870 от 10.05.2012 года на основании договора аренды, заключенного на срок 10 лет, Стафееву А.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с/п <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.
В ответ на уведомление Стафеева А.В. о планируемом строительстве от 19 декабря 2018 г., 24 января 2019 года Администрация направила истцу уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, на том основании, что участок расположен в санитарно-защитной зоне.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений орган исполнительной власти, или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения (часть 9).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ,- отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования ( санитарно-защитная зона ( СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух ( химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером № в санитарно-защитной зоне установлено Правилами землепользования и застройки Перёдского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов от 02.12.2009 №151 (в редакции от 25.10.2017 №80).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Администрации Боровичского муниципального района выдать Стафееву А.В. разрешение на строительство основан на законе, доводы истца о невозможности определить нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне по причине отсутствия координат, суд находит несостоятельными, опровергаются представленными суду материалами. Таким образом, отсутствуют основания для возложения на Администрацию Боровичского муниципального района обязанности повторно рассмотреть уведомление Стафеева А.В. о строительстве.
Кроме того, суд принимает во внимание, что настоящее административное исковое заявление подано Стафеевым А.В. с нарушением установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ 3-месячного срока. Уважительные причины пропуска срока истцом не приведены, с ходатайством о его восстановлении Стафеев А.В. не обращался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Стафеева Алексея Валерьевича к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области, Совету депутатов Перёдского сельского поселения об исключении земельного участка из границ санитарно-защитной зоны, обязании повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве и признать допустимым строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, - отказать
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме
Судья Е.М.Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года