Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5993/2019 ~ М-6186/2019 от 11.11.2019

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

11 декабря 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5993/19 по иску ТСН «Старозагорское» об оспаривании решения Государственной жилищной инспекции Самарской области,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы ТСН «Старозагорское» предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 9.08.2019 г. №СКир-79819.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5993/19 по иску ТСН «Старозагорское» об оспаривании решения Государственной жилищной инспекции Самарской области,

установил:

9.08.2019 г. государственным жилищным инспектором Муравлевой А.Е. вынесено предписание №СКир-79819, которым ТСН «Старазагорское» обязано обеспечить исполнение п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. Согласно предписанию оно не обеспечило подготовку предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества, а именно по вопросу установки козырька над нежилым помещением под квартирой №103 для их рассмотрения общим собранием собственников помещений. Оно не имеет отношения к установке собственниками нежилого помещения металлической конструкции – козырька. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года. Оно не имеет полномочий для решения вопроса о демонтаже спорного козырька. Предписание направлено на разрешение индивидуального гражданско-правового спора. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счёт мероприятий по контролю. Просит признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области №СКир-79819 от 9.09.2019 г. и отменить.

Определением от 14.11.2019 г. в принятии требования об отмене решения Государственной жилищной инспекции Самарской области отказано, в остальной части заявление принято к производству.

Представитель истца по доверенности от 1.07.2018 г. Захарова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от 9.09.2019 г. Уварова Г.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 35-39).

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены либо признаются извещёнными применительно к положениям п.2 ст.100 КАС РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 30.07.2019 г. №СКир-79819 (л.д. 54-56) Государственной жилищной инспекцией Самарской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Товарищества собственников недвижимости «Старозагорское». Предметом проверки являлось соблюдение требования жилищного законодательства по использованию и сохранности жилищного фонда по фактам, изложенным в обращении Маркова Е.В. в прокуратуру Кировского района г. Самары (л.д. 49-50). Основанием для проведения проверки явилась переадресация указанного обращения прокурором Кировского района г. Самары от 2.07.2019 г. №23858-ц (л.д. 48).

По итогам проверки был составлен акт от 9.08.2019 г. №СКир-79819 (л.д. 42-43), согласно которому выявлен факт установки металлического козырька на фасаде дома (имеется в виду <адрес> которым управляет истец). Как указано в акте, «тем самым [т.е., установкой козырька на фасаде] не обеспечена подготовка предложений о передаче объектов общ. имущества собственников помещ. в МКД в пользование иным лицам».

В тот же день ответчиком в адрес истца вынесено предписание №СКир-7819 (л.д. 40-41), в котором признан установленным факт нарушения обязательных требований – «не обеспечена подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества, а именно по вопросу установки козырька над нежилым помещением под квартирой №103 МКД собственников помещений в МКД для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД», что расценено как нарушение п.4 «в» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Предписано устранить нарушение до 11.11.2019 г.

Указанное решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для истца, создающим для него юридические обязанности, в связи с чем оно может быть оспорено им в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно ч.2 ст.20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утверждённому постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. №150, названная инспекция является органом государственного жилищного надзора.

Согласно ч.3, 4 ст.20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи. При этом предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

То обстоятельство, что в ходе проведения проверки был зафиксирован факт самовольной установки металлического козырька на фасаде <адрес> сторонами не оспаривается. В обращении гражданина, послужившем основанием для проведения проверки, указано, что козырёк установлен под окном <адрес>. Таким образом, имел место факт самовольного строительного изменения дома.

Истец самовольную установку козырька на фасаде дома не осуществлял.

Ответчик вменяет истцу нарушение пп.«в» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. №416. Согласно указанному подпункту управление многоквартирным домом обеспечивается подготовкой предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Однако самовольное осуществление строительных изменений дома не имеет ничего общего с содержанием и ремонтом общего имущества.

Нарушение требований градостроительного и жилищного законодательства допущено лицами, самовольно установившими не предусмотренный проектом металлический козырёк на стене дома, а не истцом.

Особая общественная опасность допущенного нарушения связана с тем, что козырёк установлен на фасадной стене, т.е. имеет место нарушение архитектурного облика дома.

Отношения, связанные со строительными изменениями конструкций дома, не регулируются пп.«в» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из текста предписания (грамматически некорректного) невозможно уяснить, что именно вменяется в вину истцу и какие действия он должен совершить для исполнения предписания. Данное обстоятельство само по себе является достаточным основанием для удовлетворения иска, т.к. предписание органа государственного контроля об устранении выявленных нарушений не может считаться законным, если оно не обладает конкретностью и определённостью

В ходе разбирательства дела представитель ответчика пояснил суду, что по смыслу, придаваемому Государственной жилищной инспекцией Самарской области, истец должен инициировать созыв общего собрания собственников помещений в доме и внести на собрание предложение дать согласие на «использование» общего имущества дома – фасадной стены – посредством установки козырька. Тем самым, установка козырька приобретёт законный характер.

Данная трактовка предписания указывает на его незаконность.

Во-первых, установка металлического козырька на стене дома не является использованием общего имущества. Она представляет собой самовольное строительное изменение этого общего имущества.

Как следствие, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе давать согласие на установку козырька, поскольку оно не наделено полномочиями санкционировать самовольные строительные изменения конструкции дома.

Во-вторых, обязанностью органов государственного жилищного надзора является пресечение правонарушений в сфере использования жилищного фонда, принятие мер к восстановлению положения, существовавшего до нарушения.

Как следствие, выявив самовольные строительные изменения дома, ответчик был обязан в рамках своей компетенции принять меры к их устранению, к возвращению дома в первоначальное состояние. Предписание же инициировать принятие решения об узаконении самовольных строительных изменений (даже если бы такое узаконение решением общего собрания собственников помещений было возможным) идёт вразрез с функциями ответчика как органа государственной власти. Меры к узаконению самовольных строительных изменений должны принимать лица, их осуществившие, а не орган государственного жилищного надзора и не товарищество собственников недвижимости.

Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Однако в данном случае нарушение прав заявителя устраняется самим фактом признания оспариваемого решения не соответствующим закону.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы ТСН «Старозагорское» предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 9.08.2019 г. №СКир-79819.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2019 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-5993/2019 ~ М-6186/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТСЖ "Старазагорское"
Ответчики
Государственная жилищная инспекция Самарской област
Другие
Москвитин Д.Н.
Марков Евгений Владимирович в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Маркова Александра Евгеньевича
Павлов Ю.С.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019Регистрация административного искового заявления
11.11.2019Передача материалов судье
19.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2019Подготовка дела (собеседование)
03.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019Судебное заседание
14.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее