№ 2-565/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2016 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.
с участием истца Черных О.А.,
представителя ответчика Пироговой М.Н.,
при секретаре Кротик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Черных О.А. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области
о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж определенные периоды работы и назначить досрочную пенсию по старости с ***
Истец поддержала заявленные требования, указав, что в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении, не включены периоды работы в должности младшей медицинской сестры и медицинской сестры травматологического отделения, медицинской сестры палатной травматолого-ортопедического, затем ортопедического и травматологического отделения *** городской больницы. С *** г. по настоящее время она работает в указанной больнице в одном отделении, которое неоднократно переименовывалось, травматологическое отделение является стационаром хирургического профиля. По ранее действующему законодательству в льготном порядке должен подсчитываться стаж работы в медицинских учреждениях всех наименований, в должностях среднего медицинского персонала. Работая в должности медицинской сестры палатной, она участвовала в операциях, делала перевязки во время отсутствия операционной и перевязочной медицинской сестры, однако подтвердить выполнение этих обязанностей не может.
Представитель ответчика возражала против заявленных требований по следующим основаниям. В стаж работы истца в льготном исчислении не включены периоды работы с *** по ***, поскольку Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 не предусматривалось исчисление специального стажа для медицинских работников в льготном исчислении, последующими Списками право на льготном исчисление не предусмотрено для работы в должности младшей медицинской сестры. Периоды работы после 1999 г. не подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении, поскольку должность медицинской сестры палатной не предусмотрена Списком № 1066 и Списком № 781. На день обращения истца за назначением пенсии стаж исчислен продолжительностью ***, что недостаточно для назначения пенсии.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Решением ответчика от *** (л. д. 7-10) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). В определениях от 4 марта 2004 г. № 81-о, от 18 апреля 2006 г. № 84-о Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при
этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Следовательно, суд при разрешении спора должен определить, сопряжена ли работа истца в спорные периоды с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение» (далее – Постановление № 665) приведен перечень Списков, применяемых при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Подпункт «н» пункта 1 Постановления № 665 устанавливает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список № 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список № 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее – Перечь № 1397).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516); Правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 3 Постановления № 665).
Истец оспаривает отказ в льготном исчислении периодов работы с *** по *** в должности младшей медицинской сестры, с *** по *** – в должности медицинской сестры травматологического отделения городской больницы ***.
К рассматриваемым периодам работы истца в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления № 665 могут применяться правила исчисления выслуги лет, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», однако указанным Постановлением приведенный льготный порядок исчисления стажа как 1 год и 6 месяцев предусмотрен не был.
Указанный льготный порядок исчисления стажа впервые введен Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, абзацем 2 пункта 2 которого предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационара как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Подразделение медицинских сестер в зависимости от характера выполняемой работы нашло отражение в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г.
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 г., впервые было предусмотрено, что таким правом обладали операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных.
Таким образом, суд полагает, что до 01 ноября 1999 г. право на назначение досрочной пенсии в льготном исчислении обладали медицинские сестры без конкретного указания специальности.
Поэтому период работы истца с *** по ***1 г. подлежит включению в страховой стаж в льготном исчислении.
Период работы в должности младшей медицинской сестры не может быть включен в стаж в льготном исчислении, поскольку указанная должность относится к младшему медицинскому персоналу.
Поскольку. Списком № 1066 и Списком № 781 право на льготное исчисление пользуются только операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных, то периоды работы истца с *** по *** в страховой стаж в льготном исчислении включению не подлежат.
Доводы истца о фактическом выполнении в спорные периоды обязанностей, присущих операционной медицинской сестре, медицинской сестре перевязочной, доказательствами не подкреплены.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На день обращения с заявлением к ответчику с учетом периода работы, исчисленного судом как 1 год 6 месяцев, необходимый стаж у истца отсутствует, поэтому пенсия истцу должна быть назначена со дня возникновения права на такую пенсию.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом частичного удовлетворения заявленных требований с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в сумме *** руб., расходы на состояние искового заявления в сумме *** руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Черных О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области *** от *** об отказе в назначении Черных О.А. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности части невключения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении периоды работы с *** по ***
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж работы Черных О.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды работы в должности медицинской сестры травматологического отделения *** городской больницы с *** по ***
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области назначить Черных О.А. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности со дня возникновения права на такую пенсию.
Отказать в удовлетворении требований о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, в льготном исчислении периоды работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Черных О.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** руб., расходы на составление искового заявления в сумме *** руб., всего ***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено28 марта 2016 г.
Председательствующий: