Решение по делу № 2-4561/2015 ~ М-2476/2015 от 11.03.2015

             дело № 2-4561/15г.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2015 года город Казань

Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Хазиповой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску ФИО к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании участка трубопровода горячего водоснабжения поступившим в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

ФИО (далее также – истец) обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее также – ответчик, ИКМО города Казани) о признании участка трубопровода горячего водоснабжения поступившим в муниципальную собственность.

Требования мотивированы тем, что решением Советского районного суда г. Казани РТ от <дата изъята> участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят> признан бесхозяйным. Решение суда вступило в законную силу <дата изъята>. Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из ЕГРПНИ и сделок с ним <номер изъят> от <дата изъята> сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Истец является собственником квартиры <адрес изъят>. Несмотря на наличие судебного решения, на протяжении длительного времени, достаточного для совершения установленных законом действий для регистрации права на бесхозяйный участок трубопровода горячего водоснабжения, такие действия, органом местного самоуправления произведены не были. Жильцы квартир, расположенных на первом этаже дома <адрес изъят>, продолжают жить без горячей воды, испытывая неудобства более двух лет.

В связи с изложенным и по приведенным основаниям ФИО просит признать участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят>, признанный бесхозяйным, поступившим в муниципальную собственность.

ФИО и ее представитель по доверенности Дырочкина Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – ИК МО города Казани – о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки и о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем, суд, с учетом мнения истца и его представителя, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства в соответствии со статьями 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Представители третьих лиц – МУП Производственное объединение «Казэнерго», ООО УК «ЖКХ Дербышки», МКУ «Администрация Советского района» ИКМО г. Казани – в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения и доводы истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 8 и 21 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пунктам 5 и 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию (пункт 4 статьи 6 Федерального закона).

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоснабжения, водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

До 01 января 2015 года вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулировались Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года №580, согласно которому на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ.

Согласно пункту 5 указанного Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

С 01 января 2015 года вопросы принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее также – Приказ).

Согласно п. 2 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 4 Приказа).

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ – «обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица».

При рассмотрении дела установлено, что решением Советского районного суда г. Казани РТ от <дата изъята> участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят> признан бесхозяйным. Решение суда вступило в законную силу <дата изъята>.

Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из ЕГРПНИ и сделок с ним <номер изъят> от <дата изъята> сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Истец является собственником квартиры <адрес изъят>.

В судебном заседании лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что жильцы квартир, расположенных на первом этаже дома <адрес изъят>, продолжают жить без горячей воды, испытывая неудобства более двух лет.

Тот факт, что участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят> является бесхозяйным, приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав жильцов дом <адрес изъят> на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря на наличие судебного решения, на протяжении длительного времени, достаточного для совершения установленных законом действий для регистрации права на бесхозяйный участок трубопровода горячего водоснабжения, такие действия, органом местного самоуправления произведены не были.

Доказательств принятия мер правового реагирования по факту наличия в границах муниципального образования город Казань бесхозяйного объекта недвижимости - участка трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят> – ответчиком не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о бездействии ответчика, поскольку орган местного самоуправления, в данном случае Исполнительный комитет муниципального образования города Казани является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Таким образом, на ответчика должна быть возложена обязанность обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество: участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят>.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства также следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водопроводных сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных.

Отсутствие организации, ответственной за эксплуатацию указанных сетей, так как отсутствие собственника, а также гарантирующей организации может привести к отсутствию контроля за состоянием работоспособности указанных сетей, их содержанием и ремонтом, что может привести к аварии, утечки содержимого сети, загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям для окружающей среды и человека.

Суд не располагает доказательствами, свидетельствующими о том, что ответчиком принимались меры по организации обслуживания водопроводной сети. В связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, позиции истца в данном вопросе, суд полагает возможным организацию обслуживания участка трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят> возложить на Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> о признании участка трубопровода горячего водоснабжения поступившим в муниципальную собственность – удовлетворить.

Признать участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят>, поступившим в муниципальную собственность.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан заявление о постановке на учет объектов недвижимого имущества: участок трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят>.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани организовать обслуживание участка трубопровода горячего водоснабжения диаметром 50 мм. протяженность 240 погонных метров от теплового пункта <номер изъят> до наружной стены жилого дома <адрес изъят>.

Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: подпись А. А. Шайдуллина

2-4561/2015 ~ М-2476/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козлова И.А.
Ответчики
Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани
Другие
МКУ "Администрация Солветского района ИКМО г. Казани"
МУП ПО "Казэнерго"
ООО УК "ЖКХ Дербышки"
Суд
Советский районный суд г. Казани
Судья
Шайдуллина А. А.
11.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2015[И] Передача материалов судье
16.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2015[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2015[И] Предварительное судебное заседание
08.05.2015[И] Судебное заседание
08.05.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2015[И] Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.05.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее