Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-914/2021 по иску Комарова Андрея Александровича к Администрации городского округа Самара в лице Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки о признании распоряжения незаконным и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара и имел право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с положениями Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.2006г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Распоряжением Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки от 11.02.202021г. № 339 истец исключен из списка <данные изъяты> состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9 кв.м. на человека.
Истец полагал оспариваемое распоряжение незаконным, в связи с тем, что в настоящее время в его собственности каких-либо жилых помещений не имеется, кроме того, определением Советского районного суда <адрес> от 03.03.2021г. утверждено мировое соглашение между Комаровым А.А. и его Комаровой Ю.Г., в собственность которой была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 42,3 кв.м., то есть жилое помещение, в связи с нахождением в собственности которого истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, выбыло из его владения.
Комаров А.А. просил суд признать незаконным распоряжение Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки от 11.02.202021г. № и обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов истца путем включения истца в список <данные изъяты> на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Самара, а также путем восстановления в очереди на право получения таковой поддержки с порядковым номером, существовавшим на момент исключения истца из очереди.
В судебном заседании истец требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Комаров А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Законом Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД, в том числе, и на обеспечение жилым помещением.
Обеспечение отдельных категорий граждан, в том числе <данные изъяты>, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления социальных выплат из средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений.
С января 2018 года полномочия по учету отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, а также по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения, вышеуказанной категории граждан, принятых на учет до 01.01.2005г., на основании Решения Думы городского округа Самара № 754 от 28.05.2009г., переданы Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа.
Одним из основных условий возникновения права на получение жилого помещения является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, в соответствии с пунктом 1.9 положения «О порядке управления распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного Думой городского округа Самара от 28.05.2009 № 754 обеспечивает Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В 2009 году в городском округе Самара сформирован единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по г.о. Самара, в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Как следует из материалов дела, Комаров А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 07.12.2004 года.
В связи со вступлением 11.07.2006 в силу Закона Самарской области от11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» сформированы списки отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и Законом Самарской области 87-ГД.
Как инвалид истец включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов с 07.12.2004г., то есть с даты, в соответствии с которой, н состоит на учете и в Департаменте управления имуществом городского округа Самара.
Положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Согласно Закону Самарской области 87-ГД обеспечение жильем указанных категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, осуществляется путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Порядок предоставления социальных выплат определен Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 77 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан».
В соответствии с указанным Порядком предоставление социальных выплат осуществляется органом местного самоуправления по спискам граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Как следует из предоставленных документов номер Комарова А.А. в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, по состоянию на 01.01.2021 был - 197.
В январе 2021 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 №181- ФЗ, при проверке сохранения права Комарова А.А. на получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, ответчиком установлено, что согласно справки о зарегистрированных лицах, Комаров А.А. зарегистрирован и проживает в приватизированной и изолированной квартире по адресу: <адрес>, площадью 42,3 кв.м. из которой жилая площадь 31,2 кв.м. Вместе с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: супруга - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Собственником указанного жилого помещения является истец, при этом, как следует из материалов дела, в 2004 году на дату постановки на учет Комаров А.А. семьи не имел и был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 1 человек.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 11.02.2021 № 339, Комаров А.А. был исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на обеспечение жилым помещением (в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9 кв.м. на человека).
Суд полагает, что при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспариваемого постановления.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст. №189- ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным. гражданам жилые помещения по договорам
социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно статье 56. Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи);
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1,3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Суд полагает, что при рассмотрении гражданского дела достоверно установлено, что истец обоснованно исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, поскольку согласно собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 11.02.2021г., Комаров А.А. был обеспечен жилой площадью более 9,0 кв.м. на человека (31,2:3=10,4 кв.м.), Указанная норм обеспечения жилой площадью установлена Постановлением исполнительного Комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 11.12.1984 № 530 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области».
При этом суд отвергает как не имеющие правового значения при разрешении заявленных требований доводы истца об отсутствии у него в настоящее время жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином вещном праве, а также переход права собственности на квартиру по адресу: <адрес> собственность его бывшей супруги Комаровой Ю.Г., поскольку на момент вынесения оспариваемого решения истец был обеспечен жилым помещением сверх нормы предоставления, распоряжение Департамента опеки соответствовало требованиям закона, необеспеченность истца жильем в дает ему в настоящее время право на новую постановку в очередь на получение на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комарова Андрея Александровича к Администрации городского округа Самара в лице Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки о признании распоряжения незаконным и возложении обязанностей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2021г.