Петрозаводский городской суд
г. Петрозаводск, ул.Красная, 33 Дело № 12-281/2018-8
Р Е Ш Е Н И Е
04 мая 2018 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу Леписевой И.В. на постановление Заместителя Министра финансов Республики Карелия от 02.03.2018 года по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ в отношении
Леписевой И.В., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением Заместителя Министра финансов Республики Карелия Н.Ю. Александровой от 02.03.2018 года Леписева И.В., являющаяся главным врачом ГБУЗ РК «Детская республиканская больница», привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), выразившееся во включение в план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок и включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта в отношении которой обоснование не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Леписева И.В. обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить. В обоснование заявленного требования заявитель указывает на то, что при утверждении графика закупок не нарушала указанные цели закупок, вывод административного органа о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ, не основан на Законе, Закон №44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки и не ограничивает возможности заказчика в части того, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, не устанавливает требования в виде запрета к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта; отсутствует в действиях такой признак как «включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок».
Леписева И.В., её защитник Раздабарин С.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержали в полном объеме, Раздабарин С.А. указал на допущенное административным органом процессуальное нарушение в части игнорирования заявленного ходатайства о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия Республики Карелия, Пахоменко Р.В., действующий на основании доверенности, возражал по доводам жалобы, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, срок обжалования не пропущен, поскольку из материалов административного дела следует, что копия постановления получена заявителем 17.03.2018, жалоба поступила в суд 27.03.2018, то есть с соблюдением процессуального срока. Частью ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в случае включения в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в план-график в том числе, включается наименование, описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, начальная (максимальная) цена контракта.
Согласно статье 18 Закона №44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Закона, начальная (максимальная) цена контракта, подлежит обоснованию при формировании плана-графика.
Статьей 33 Закона №44-ФЗ (в ред. от 07.06.2017, действующей на момент правонарушения) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально несвязанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
На основании приказа Государственного контрольного комитета Республики Карелия от 10.08.2017 № 501-кд консультантом Управления государственного финансового контроля Т.В. Насоновой проведена выездная внеплановая проверка по вопросам соблюдения требований пункта 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при планировании ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» закупок на оказание услуг по обеспечению питанием, по результатам которой составлен Акт № 12-04.1/15- 17 от 31.08.2017 года.
Государственным контрольным комитетом Республики Карелия выявлено, что Главным врачом ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» утвержден план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2017 год (версия 60), который размещен в Единой информационной системе 20.07.2017 года, реестровый номер № №.
В указанный план-график закупок включена закупка «Оказание услуг по организации питания (лечебного питания) пациентов, мам по уходу за детьми, спецпитание сотрудников (молоко, соки) на территории ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» (с правом предоставления в аренду помещений и оборудования для организации и предоставления услуги)» на общую сумму 17108704,54 рубля, заказ (лот) №33, уникальный реестровый номер заказа в плане-графике № извещение №№ Объектом закупки является оказание услуг по организации питания (лечебного питания) пациентов, мам по уходу за детьми, спецпитание сотрудников (молоко, соки) на территории ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» (с правом предоставления в аренду помещений и оборудования для организации и предоставления услуги) по адресу: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Парковая, д.58.
В соответствии с Указом Главы Республики Карелия от 25.09.2017 №107, постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П Государственный контрольный комитет Республики Карелия присоединен к Министерству финансов Республики Карелия.
Из обоснования начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по организации питания (лечебного питания) пациентов, мам по уходу за детьми, спецпитания сотрудников (молоко, соки) на территории ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» (с правом предоставления в аренду помещений и оборудования для организации и предоставления услуги), следует, что ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» при планировании закупки для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта использовался затратный метод, в основу которого приняты фактические расходы 2015 года: на организацию питания детей, мам по уходу за детьми и обеспечение спецпитанием (молоко, соки) сотрудников ГБУЗ РК «Детская республиканская больница»; на оплату труда сотрудников пищеблока (с начислениями); накладные затраты в размере 60% от суммы годового фонда оплаты труда.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по организации питания (лечебного питания) пациентов на территории ГБУЗ «ДРБ» утвержден Главным врачом Учреждения Леписевой И.В. в составе документации о проведении запроса предложений на оказание услуг по организации питания (лечебного питания) пациентов, мам по уходу за детьми, спецпитания сотрудников (молоко, соки) на территории ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» (с правом предоставления в аренду помещений и оборудования для организации и предоставления услуги).
По данным расчета, начальная (максимальная) цена контракта определена исходя из стоимости контракта от 20.04.2017 года №55-019, заключенного ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» на данный вид услуги с ООО «Продуктовая линия» (дата аукциона 27.03.2017 года) и расторгнутого 26.06.2017 года по решению ГБУЗ «ДРБ» от 25.05.2017 года в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.
Расчетная стоимость контракта, включенная в план-график от 20.07.2017 года, составляет 17108704,54 рублей, в разрезе услуг: годовой фонд оплаты труда - 2333131 руб.; начисления на фонд оплаты труда - 699939 руб.; накладные затраты - 1399879 руб.; продукты питания - 12675755,54 руб., в том числе стоимость питания детей, мам - 11869898,99 руб., стоимость спецпитания сотрудников - 805856,55 руб.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке, нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организация диетического питания больных в стационарных условиях во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки и койки дневного стационара, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 года № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебнопрофилактических учреждениях Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2003 года, регистрационный № 5073).
Выдача соков и молока сотрудникам осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 февраля 2009 года №45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» в рамках обеспечения трудовых гарантий по охране труда (статья 222 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что при определении начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по организации питания (лечебного питания) пациентов учтены затраты на спецпитание сотрудников (молоко, соки) в размере 805856,55 рублей.
При применении затратного метода учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты (пункт 10 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Установление завышенной начальной (максимальной) цены контракта за счет завышения объемов и стоимости работ и материалов не является достоверным (надлежащим) обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, включение в план-график закупок 20.07.2017 года Главным врачом ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» Леписевой И.В. в объем услуг по организации лечебного питания услуги спецпитания сотрудников (молоко, соки) не соответствует целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 11.01.2011 №М1-лс Леписева И.В. принята на работу на должность главного врача ГБУЗ РК «Детская республиканская больница».
Таким образом, Леписева И.В., применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ, является должностным лицом ГБУЗ РК «Детская республиканская больница», наделена соответствующими полномочиями, в том числе на утверждение плана-графика размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и соответственно, несет ответственность за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вина должностного лица Леписевой И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ, подтверждается доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16.02.2018 г., приказом Государственного контрольного комитета Республики Карелия от 10.08.2017 № 501-кд о проведении внеплановой проверки, актом №12-04.1/15-17 от 31.08.2017, предписанием УФАС по Республике Карелия №04/1986/221-2017 от 14.08.2017, решением УФАС по Республике Карелия №04/18/221-2017 от 17.08.2017, копией Устава ГБУЗ РК «Детская республиканская больница, выпиской из ЕГРЮЛ от 29.11.2016, копией приказа Министерства здравоохранения и социального развития РК от 11.01.2011 №1-лс, копией расчета расходов по организации и обеспечению питанием пациентов на территории ГБУЗ РК «Детская республиканская больница», утвержденного главным врачом И.В. Леписевой 23.01.2016, расчетом стоимости продуктов питания на 1 койко-день в 2015 году по ГБУЗ «ДРБ», копией отчета о расходах продуктов питания за 2015 год, копией расчета расходов по организации и обеспечению питанием пациентов на территории ГБУЗ «ДРБ», утвержденного главным врачом И.В. Леписевой 06.02.2017, копией контракта №168/019 от 18.08.2017, иными материалами дела.
Доводы заявителя о том, что при утверждении графика закупок она не нарушала цели закупок, вывод административного органа о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ, не основан на Законе, суд признает несостоятельными по тем основаниям, что обеспечение сотрудников ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» молоком и соком не входит в предмет закупки на оказание услуг по обеспечению питанием пациентов на территории ГБУЗ РК «Детская республиканская больница», объединение в один объект закупки услуг по организации лечебного питания пациентов, мам по уходу за детьми и услуг по спецпитанию сотрудников Учреждения (молоко, соки) является неправомерным, поскольку данные услуги вытекают из различных обязательств Учреждения, с одной стороны заключение контракта на оказание услуг по организации питания пациентов и мам по уходу за детьми вытекает из обязательств оказания медицинских услуг гражданам, находящимся в стационаре, с другой стороны – заключение контракта на обеспечение сотрудников Учреждения молоком и соком вытекает из обязательств Учреждения перед работниками по обеспечению надлежащих условий труда в связи с вредными факторами. Объединением в предмете закупки услуг по организации питания и поставки товара (сока, молока) для сотрудников нарушаются требования п.1 с.1 ст.33 Закона № 44-ФЗ.
Доводы о допущенном административным органом процессуальном нарушении в части игнорирования заявленного ходатайства о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, являются несостоятельными и опровергаются оспариваемым постановлением, согласно которому обстоятельств, являющихся основанием для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит прямой запрет на ограничение и устранение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок и участниками запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Проведение торгов на осуществление закупки по оказанию услуги обеспечения сотрудников Учреждения молоком и соком повлекло бы привлечение конкурентоспособных поставщиков данной продукции и, как следствие, вероятное уменьшение цены контракта, источником финансирования которого являются бюджетные средства.
Вывод должностного лица о существенном нарушении охраняемых правоотношений вследствие совершенного правонарушения и о том, что правонарушение малозначительным не является, нахожу правильным. Совершенное правонарушение посягает на регламентированный порядок осуществления закупок товаров для государственных нужд, обеспечивающий прозрачность осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также выявление объективно лучшего условия исполнения контракта. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Леписевой И.В. применительно к исполнению своих должностных обязанностей. В связи с чем, оснований для признания совершенного деяния малозначительным и освобождения Леписевой И.В. от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание Леписевой И.В. назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статьей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, принципов соразмерности содеянному и справедливости наказания.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Леписевой И.В. допущено не было.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление следует признать законным, обоснованным и справедливым.
Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Заместителя Министра финансов Республики Карелия от 02.03.2018 года о привлечении Леписевой И.В. к административной ответственности по ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ оставить без изменений, жалобу Леписевой И.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А. Сааринен