Дело № 2-107/15 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при участии прокурора Белёва И.П.,
представителя заявителя ООО ЖКХ «Чистый город» Волик Р.Е.,
представителя 3-го лица - Администрации Александровского городского поселения Мельчакова Д.В.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
ООО ЖКХ «Чистый город» о признании незаконным нормативного правого акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО ЖКХ «Чистый город» обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановление Администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ. Мотивируя свои требования тем, что указанным постановление нарушен общий принцип выбора единой теплоснабжающей организации, в частности, нарушен п.5 и п. 17 Постановления Правительства РФ № 808 от 08.08.2012г. Отсутствовали основания для вынесения решения об утрате статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку постановление не было размещено на официальном сайте, не представлены доказательства, свидетельствующие о размере собственного капитала ООО ЖКХ, который определяется по данным бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю дату перед началом подачи заявки о присвоении организации статуса единой теплоснабжающей организации с отметкой в налоговом органе. Нарушен п.15 указанного Постановления, так как не было подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, срок на подачу заявления о прекращении функций единой теплоснабжающей организации не может быть подан после 1 августа текущего года.
В судебном заседании представитель ООО «ЖКХ» Чистый город» заявленные требования поддержал. Дополнил, что спорное постановление администрации на сайте своевременно не было размещено.
3-лицо - глава администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Мельчаков Д.В. с заявлением не согласился, считает, что постановление вынесено в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации №808 от 08.08.2012г. Факт размещения постановления подтверждается представленными им доказательствами.
3- лица - представители региональной службы по тарифам Пермского края, МКП Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва - Водоканал» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав заявителя, 3-лицо, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявление обосновано и законно и подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что пунктом 1 Постановления Администрации Всеволодо - Вильвенского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоответствием ООО «ЖКХ «Чистый город» критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в границах поселка Всеволодо-Вильва, ООО «ЖКХ «Чистый город» признан утратившей статус единой теплоснабжающей организации на территории поселка Всеволодо-Вильва с ДД.ММ.ГГГГ. Постановление вынесено в силу абзаца 6 пункта 13 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» (л.д.7) Главному специалисту необходимо разместить на официальном интернет - сайте Всеволодо - Вильвенского городского поселения сообщение об утрате ООО «ЖКХ «Чистый город» единой теплоснабжающей организации на территории Всеволодо - Вильвенского городского поселения.
Представитель ООО «ЖКХ «Чистый город» (далее - Общество) просит данное постановление отменить, как незаконное, поскольку считает, что нарушены права, созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, так как на момент издания постановления Общество являлось единой теплоснабжающей организацией в пос. Всеволодо-Вильва.
О нарушении своих прав узнал в Александровском городском суде при рассмотрении дела по заявлению Общества о признании незаконным постановления администрации Всеволодо - Вильвенского городского поселения АМР № от ДД.ММ.ГГГГ. « О внесении изменений в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении схемы теплоснабжения Всвеволодо-Вильвенского городского поселения до 2028г.», которым была признана единой теплоснабжающей организацией в муниципальном образовании МКП ВВГП «Вильва-Водоканал», в этой части постановление судом признано незаконным. (л.д.)
Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно подпункта 4 пункта 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.203г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро -, тепло -, газо-, и водоснабжение населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: подпунктом 6 утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В силу подпункта 4 статьи 6 Устава Всеволодо-Вильвенского городского поселения, к вопросам местного значения Всеволодо-Вильвенского городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Статья 48 Устава предусматривает, что Глава администрации поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации поселения.
Таким образом, в судебном заседания установлено, что оспариваемый акт принят с соблюдением требований законодательства в пределах полномочий главы администрации городского поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статьи 51 Устава определен Порядок официального опубликования или обнародования и вступления в силу муниципальных правовых актов
1. Правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию или обнародованию, и вступают в силу после их официального опубликования или обнародования.
Официальному опубликованию подлежат также документы, утверждаемые правовым актом поселения, подлежащим официальному опубликованию или обнародованию.
Неопубликованные или необнародованные правовые акты поселения и приложения к ним, подлежащие официальному опубликованию или обнародованию, не применяются.
2. Официальным опубликованием или обнародованием правового акта поселения является первая публикация его текста в печатном издании, или тексты правовых актов помещаются в месячную подшивку, которая находится в библиотеках или почтовых отделениях или предприятиях и учреждениях.
3. Сроки официального опубликования правовых актов поселения устанавливаются настоящим Уставом.
4. Иные правовые акты поселения могут быть официально опубликованы по решению издавших их органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения. Указанные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иной срок не оговорен в самом правовом акте.
5. При публикации правовых актов поселения указываются полное наименование вида акта, органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления поселения, принявшего соответствующий акт; должность лица, подписавшего акт; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата и регистрационный номер акта, его название.
6. Правовые акты поселения, предусматривающие установление, введение местных налогов, предоставление льгот по уплате местных налогов, вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 52 Устава определен Порядок доведения до сведения населения проектов муниципальных правовых актов и иной официальной информации, согласно которого ознакомление жителей поселения с проектами муниципальных правовых актов и иной официальной информации осуществляется в порядке, установленном решением органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления поселения, в компетенцию которых входит принятие соответствующего правового акта.
Согласно п.4.5. Регламента администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения, утвержденного постановлением главы администрации от 25.04.2996г. №136, следует, что правовые акты администрации направляются и рассылаются заинтересованным лицам не позднее трехдневного срока с момента их подписания.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.
При этом, в судебном заседании не установлено, что Постановление, как предусмотрено Регламентом, было направлено заинтересованному лицу, в данном случае ответчику по делу.
Факт публикации постановления на официальном интернет - сайте ДД.ММ.ГГГГ. достоверными, убедительными доказательствами не доказан. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. при просмотре сайта ответчика, данное постановление не было найдено. Представитель ответчика таких доказательств не представил. В силу изложенного, ссылка ответчика в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГг. на скриншоты каталога с файлами о том, что ДД.ММ.ГГГГг. был добавлен указанный файл, вызывает сомнение. Других доказательств, с достоверностью подтверждающий данный факт, не установлено. (л.д.)
Таким образом, в силу изложенного, суд считает, что администрацией не была обеспечена возможность ответчику, права которого затрагивает данное постановление, ознакомиться с его содержанием.
Кроме того, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании не добыты доказательства, свидетельствующие, что администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения соблюден порядок выбора единой теплоснабжающей организации согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Как установлено на момент издания постановления ООО «ЖКХ «Чистый город» являлось единой теплоснабжающей организацией в пос. Всеволодо - Вильва.
Согласно пункту 13 указанного Постановления, организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:
систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 настоящих Правил. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Постановлением администрации городского поселения ООО ЖКХ «Чистый город» признано организацией утратившей статус единой теплоснабжающей организацией с ДД.ММ.ГГГГ. на основании абзаца 6 пункта 13 раздела 2 указанного Постановления, предусматривающего несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
Однако в судебное заседание администрацией не представлены достоверные доказательства, подтверждающие размер собственного капитала ООО ЖКХ «Чистый город», поскольку размер собственного капитала должен определяться по данным бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату перед подачей заявки на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с отметкой налогового органа о ее принятии.
Кроме того, согласно 17 Постановления, Уполномоченный орган обязан в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации разместить на официальном сайте сообщение об этом, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Пунктом п.5 Постановления, предусмотрено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
В случае если органы местного самоуправления не имеют возможности размещать соответствующую информацию на своих официальных сайтах, необходимая информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района.
Согласно п.7 Постановления, критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
Ответчиком доказательств, подтверждающих проведение всей необходимой процедуры для признания ООО «ЖКХ «Чистый город» утратившей статус единой теплоснабжающей организации не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью со дня его принятия.
В иске о взыскании расходов по госпошлине в размере 4000 рублей следует отказать в силу подпункта 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающего, что, органы местного самоуправления от уплаты госпошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать пункт первый Постановления администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утрате ООО «ЖКХ «Чистый город» статуса единой теплоснабжающей организации на территории Всеволодо - Вильвенского городского поселения» недействующим со дня его принятия.
В иске о взыскании с администрации Всеволодо - Вильвенского городского поселения в пользу ООО ЖКХ «Чистый город» госпошлину в размере 4000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.Н.Ёлохова
Копия верна.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.Н.Ёлохова