Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1665/2020 ~ М-905/2020 от 06.02.2020

№2а-1665/2020

10RS0011-01-2020-001184-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чаховой Н. М. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным уведомления № 13/3-2018 от 30 января 2020 года,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Муезерская, с кадастровым номером . Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома. Предыдущему правообладателю земельного участка 19.01.2018 года выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 77,7 кв.м. Строительство дома не начато, у истца возникла потребность в изменении параметров планируемого к строительству жилого дома. В целях согласования изменений в проект истец 28.01.2020 года обратилась к административному ответчику с уведомлением об изменении параметров планируемого строительства и получила в ответ уведомление от 30.01.2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером . Административный истец просит признать незаконными уведомление №13/1-2018 от 30.01.2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером , понудить Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить и направить истцу уведомление о соответствии параметров объекта ИЖС, указанных в уведомлении от 28.01.2020 года, установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель административного истца Литвинов Е.А. по доверенности иск поддержал.

Администрация Петрозаводского городского округа представителя в суд не направила, в ранее проведенном по делу судебном заседании представитель Слабко К.Ю., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.

Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110108:323, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Муезерская. Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома.

08.09.2014 года в отношении указанного земельного участка утвержден градостроительный план для индивидуального жилищного строительства. 19.01.2018 года предыдущему правообладателю земельного участка ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального одноэтажного жилого общей площадью 77,7 кв.м.. Срок действия разрешения по 19.01.2028 год.

Согласно данным в судебном заседании пояснениям представителя администртиного ответчика разрешение на строительство было выдано в нарушение действующей на моменте его выдачи редакции Правил землепользования и застройки. Решением Председателя Петрозаводского городского совета и Главы Петрозаводского городского округа от 18.02.2015 года №27/31-492 изменена зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи) на природно-рекреационную зону (Рпр) для земельного участка ориентировочной площадью 6762 кв.м, находящегося в районе ул. Пионерской, согласно схеме №1. Земельный участок с кадастровым номером полностью попадает в указанный земельный участок в районе ул. Пионерской ориентировочной площадью 6762 кв.м, указанный в прилагаемой к решению схеме.

Сведений об оспаривании указанного решения суду не представлено.

В ходе рассмотрения дела указанное выше разрешение на строительство отменено приказом заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа – председателя комитета градостроительства и землепользования Е.И.Перова от 28.02.2020 года.

По пояснениям истца строительство дома не начато, у истца возникла потребность в изменении параметров планируемого к строительству жилого дома, в связи с чем в целях согласования изменений в проект истец обратилась к административному ответчику с уведомлением об изменении параметров планируемого строительства и получила оспариваемый по настоящему делу ответ.

В силу статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях реконструкции объекта ИЖС застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления либо направляет посредством почтового отправления с уведомлением о вручении уведомление о планируемой реконструкции объекта ИЖС, содержащее, в том числе, сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС) и планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях реконструкции которого подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка. Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке направляется застройщику, в том числе, в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта ИЖС не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, а любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствие со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к:

жилым территориальным зонам, которые предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам;

рекреационным зонам (в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами), которые используются для отдыха граждан и туризма;

земельным участкам общего пользования (занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как указано в ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным
градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного
использования. Если земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон (в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования или их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), они могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно взаимосвязанным положениям п. 1 ч. 6 ст. 30, чч. 1-2.1, 4 ст. 37 ГрК РФ в
градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального
строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования), при этом установление основных видов разрешенного использования является обязательным, а вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними, а основные и вспомогательные виды
разрешенного использования выбираются правообладателями (за исключением органов публичной власти и учрежденных ими учреждений и унитарных предприятий) самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Аналогичные положения относительно видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства содержатся в ст. 27 Правила землепользования и застройки г. Петрозаводска.

В соответствие с взаимосвязанными положениями п. 2 ч. 6 ст. 30, чч. 3, 1.2 ст. 38 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающие в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Аналогичные положения относительно предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства закреплены в ст. 30 Правила землепользования и застройки г. Петрозаводска.

По смыслу приведенных нормативных предписаний, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам направляется, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве сведения о земельном участке, на котором планируется строительство объекта ИЖС, его параметры не соответствуют требованиям градостроительного регламента, в том числе:

- площадь земельного участка не соответствует предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков для соответствующего вида разрешенного использования;

- нарушены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

- предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений больше (выше) или меньше (ниже) установленных;

- превышен максимальный процент застройки в границах земельного участка, исходя из соотношения застраиваемой площади земельного участка ко всей его площади;

- нарушены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Соответственно, уведомление по основанию, установленному п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, направляется только в том случае, если в соответствие с зонированием территории на соответствующем участке допускается строительство или реконструкция объектов ИЖС, однако в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта ИЖС не соответствуют требованиям градостроительного регламента (например, площадь земельного участка или площадь застройки меньше предельной, нарушены минимальные, отступы от границ земельного участка и т.д.).

В случае, если в соответствие с взаимосвязанными положениями пп. 2 п. 1. п. 2 ст. 7, пп. 2 и 3 ст. 85 ЗК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 30. ст. 37 ГрК РФ предусмотренный градостроительным регламентом вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещение объекта ИЖС, застройщику направляется уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке по основанию, установленному п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ.

В оспариваемом уведомлении от 30.01.2020 административный ответчик указал на недопустимость размещения объекта ИЖС по причине нахождения спорного земельного участка в зоне Рпр.

Как указывалось ранее, согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника на использование принадлежащего ему земельного участка посредством строительства необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным регламентом (правилами землепользования и застройки).

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.

Таким образом, факт того, что для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования - для размещения дома индивидуальной жилой застройки, в рассматриваемом споре правового значения не имеет. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования, определяя назначения территории исходя из планов развитии территории городского округа в целом, могут не соответствовать ее фактическому использованию и допускают потенциальное изменение назначения территории, так как определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Градостроительный план земельного участка, утвержденный Постановлением Администрации ПГО от 08.09.2014 № 4412, представленный в качестве письменного доказательства, был составлен и утвержден до внесения изменений в Правила землепользования и застройки от 18.02.2015 года, на дату рассмотрения уведомления истицы не отвечал требованиям актуальности.

Разрешение на строительства к моменту рассмотрения дела отменено.

Ссылки административного истца на ч. 8 ст. 36 ГрК РФ в обоснование иска применительно к фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют об ошибочном толковании указанной нормы. Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. При этом абзац 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ прямо указывает на то, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Поскольку строительство жилого дома на земельном участке истца по ранее выданному разрешению на строительство от 19.01.2018 № не начато, целью истца является возведение нового объекта на земельном участке, а не продолжение использования ранее законно возведенного объекта капитального строительства на таком земельном участке, что само по себе уже исключает применение в отношению истца положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Давая правовую оценку оспариваемому решению административного ответчика, суд учитывает то, что решение вынесено полномочным должностным лицом, в надлежащий срок, оформлено в установленном форме. При таки обстоятельствах в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 18.03.2020 года

2а-1665/2020 ~ М-905/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чахова Нина Михайловна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Литвинов Егор Александрович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация административного искового заявления
06.02.2020Передача материалов судье
06.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Дело оформлено
28.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее