№ 2-2500/19
26RS0002-01-2019-001978-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года город Ставрополь
Ленинский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Зориной В. Ю.
с участием адвоката Карташовой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кошелевой Ирины Владимировны к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании права собственности на земельные участки
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском, в котором просит:
- признать за ней, право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, общей площадью <номер обезличен> кв. м. в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> <адрес обезличен>.
- признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, общей площадью <номер обезличен> кв. м. в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> <адрес обезличен>.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что согласно выписке из протокола общего собрания дачного некоммерческого товарищества «Луч» от <номер обезличен>№<номер обезличен>, за истцом были закреплены земельные участки № <номер обезличен> и № <номер обезличен>.
Спорный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, расположен в границах ДНТ «Луч», дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости <номер обезличен>, площадь <номер обезличен> кв. м., сведения о регистрации прав отсутствуют. Категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилые дачные застройки; от <номер обезличен>.
Спорный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, расположен в границах ДНТ «Луч», дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости <номер обезличен>, площадь <номер обезличен> кв. м., сведения о регистрации прав отсутствуют. Категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилые дачные застройки.
СТ «Луч» на основании решения главы Администрации города Ставрополя за № <номер обезличен> от <номер обезличен> был выделен в коллективно – долевую собственность для закрепления под садовый участок земельный участок, расположенный в г. Ставрополь, Мамайские выпаса, общей площадью <номер обезличен>, <номер обезличен> га и выдано свидетельство о праве собственности на землю. Свидетельство о праве собственности на землю от <номер обезличен>, №<номер обезличен>.
В соответствии с пунктом 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В ноябре <номер обезличен> года истец обратилась в администрацию города Ставрополя Ставропольского краяс заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства», расположенный в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> и № <номер обезличен> города Ставрополя, Ставропольского края.
<номер обезличен> письменным уведомлением №<номер обезличен><номер обезличен> ей отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства», расположенный в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> города Ставрополя, Ставропольского края.
В уведомлении об отказе указано, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является наличие сведений в архивном фонде Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Ставрополя о выдаче свидетельства на испрашиваемый земельный участок либо об изъятии и перераспределении земельного участка иному лицу в садоводческих товариществах. Постановлением главы города Ставрополя от <номер обезличен> № <номер обезличен> «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Ленинского района», было принято решение об изъятии земельного участка № <номер обезличен> в садоводческом товариществе «Луч», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передачи данного земельного участка в администрацию Ленинского района города Ставрополя для перераспределения. Таким образом, общее собрание дачного некоммерческого товарищества «Луч» не вправе распоряжаться земельным участком № <номер обезличен> в дачном некоммерческом товариществе «Луч». И по причине того, что границы не установлены в соответствии с требованием землеустроительного законодательства.
<номер обезличен> письменным уведомлением №<номер обезличен><номер обезличен> истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства», расположенный в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> города Ставрополя, Ставропольского края.
В уведомлении об отказе указано, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является наличие сведений в архивном фонде Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Ставрополя о выдаче свидетельства на испрашиваемый земельный участок либо об изъятии и перераспределении земельного участка иному лицу в садоводческих товариществах. Постановлением главы города Ставрополя от 21.07.1997 № 2282 «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Ленинского района», было принято решение об изъятии земельного участка № 49 в садоводческом товариществе «Луч», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передачи данного земельного участка в администрацию Ленинского района города Ставрополя для перераспределения. Таким образом, общее собрание дачного некоммерческого товарищества «Луч» не вправе распоряжаться земельным участком № 49 в дачном некоммерческом товариществе «Луч». И по причине того, что границы не установлены в соответствии с требованием землеустроительного законодательства.
В судебное заседание истец не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с участием его представителя.
Представитель истца поддержала исковые требования по основаниям, изложенным выше, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя и КУМИ г. Ставрополя по доверенности в судебном заседании возражали против заявленных требований, указав, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель третьего лица - ДНТ «Луч», в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ДНТ «Луч», письменным заявлением поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и просит суд иск удовлетворить в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Учитывая, что постановления главы г. Ставрополя № <номер обезличен> об изъятии и перераспределении земельного участка в СТ «Луч» № <номер обезличен> и № <номер обезличен>, издано <номер обезличен>, а № <номер обезличен> издано <номер обезличен>, к правоотношениям, возникшим в связи с изданием данных постановлений положения Земельного кодекса РФ, введенного в действие в соответствии с федеральным законом № <номер обезличен>-ФЗ от <номер обезличен> октября 2001 года, не применимы.
До <номер обезличен> действовали положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности земельных участков.
Глава <номер обезличен> «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского Кодекса введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ, т.е. на <номер обезличен> сентября 1997 года, данные положения не действовали.
В соответствии со ст. <номер обезличен> ГК РФ (в редакции федерального закона от <номер обезличен> августа 1996 года, действовавшей на момент издания постановления главы г. Ставрополя № <номер обезличен> от <номер обезличен> и № <номер обезличен> от <номер обезличен>) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12.08.1996) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12.08.1996), предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен федеральным законом от 09.06.2003 № 69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято 17 марта 2003 года.
Таким образом, на момент издания постановлений главы г. Ставрополя № <номер обезличен> от <номер обезличен> и № <номер обезличен> от <номер обезличен> не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков.
Администрация г. Ставрополя, как орган местного самоуправления была вправе в период с <номер обезличен> по <номер обезличен> год осуществить действия в порядке ст. <номер обезличен> и <номер обезличен> ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ в п.2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ).
Указанная государственная регистрация прекращения права собственности не осуществлялась.
Учитывая, что предыдущие правообладатели отказались от данных земельных участков (от своих прав на земельные участки) в соответствии с действовавшим на момент отказа в <номер обезличен> году законодательством, в сведениях ЕГРН по состоянию на <номер обезличен> и <номер обезличен> (согласно выписке ЕГРН) отсутствуют сведения о правообладателе участка.
В связи с изложенным, суд принимает во внимание действующие, никем не оспоренные и не отмененные: постановление главы администрации Ленинского района от <номер обезличен> № 20 «Об утверждении садоводческих товариществ» - об учреждении СТ «Луч»; постановление главы администрации г. Ставрополя от 07.10.1992 № 1559 «о выдаче документов на право пользования землей» и свидетельство праве собственности на землю № <номер обезличен> на земельный участок пл. <номер обезличен> га о передаче в коллективно-долевую собственность СТ (ДНТ) «Луч».
Согласно п.1 ст.6 ФЗ №122 от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Положением п.9 ст.3 ФЗ №137 от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ №122 от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, подтверждается наличие у ДНТ «Луч» права собственности на земельный участок, площадью 33 га.
Постановление об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Ленинского района от <номер обезличен> года никаких прав на земельный участок № <номер обезличен> и от <номер обезличен> никаких прав на земельный участок № <номер обезличен> в ДНТ «Луч» не удостоверяет.
В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №122 от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права па недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В силу ст. 21 Федерального закона №66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения собранием уполномоченных ДНТ «Луч» от 29.06.2014) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: (в ред. Федерального закона от 22.11.2000 № 137-ФЗ) 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-Ф3) 0бщее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)».
До 1 марта 2015 года действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» дополнена пунктами 2.7-2.10, в соответствии с которыми до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно (п.2.7).
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (п.2.8).
Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеется установление трех необходимых обстоятельств:
- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.
До вышеуказанных изменений в земельное законодательство особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям регулировалось статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», в соответствии с которой в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23.04.1998 г.; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, ДНТ «Луч» образовано и зарегистрировано 18.08.1992, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Судом установлено, что постановлением главы администрации города Ставрополя № <номер обезличен> от <номер обезличен> садоводческому товариществу «Луч» на праве коллективно – долевой собственности предоставлен земельный участок общей площадью <номер обезличен> га в районе Мамайские выпаса, о чем выдано свидетельство № <номер обезличен> от <номер обезличен> г.
Согласно протоколу собрания уполномоченных дачного некоммерческого товарищества «Луч» от <номер обезличен> №<номер обезличен>, за истцом были закреплены земельные участки № <номер обезличен> и № <номер обезличен>.
Согласно схеме организации и застройки территории ДНТ «Луч», выписки ЕГРН о земельном участке, земельный участок № <номер обезличен> расположен в границах ДНТ «Луч». Земельному участку присвоен кадастровый № <номер обезличен>, земельный участок № <номер обезличен> расположен в границах ДНТ «Луч». Земельному участку присвоен кадастровый № <номер обезличен>
Таким образом, Кошелева И.В. является членом ДНТ «Луч», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», на законных основаниях владеет спорным участком, расположенном на территории данного ДНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.14 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
Доказательств того, что испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота, зарезервированы для государственных или муниципальных нужд или в отношении них федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в их предоставлении Кошелевой И.В., ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Кошелевой И. В. о признании за ней права собственности на земельные участки № 30 и № 49 в ДНТ «Луч» подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кошелевой Ирины Владимировны о признании права собственности на земельные участки - удовлетворить.
Признать за Кошелевой Ириной Владимировной право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, общей площадью <номер обезличен> кв. м. в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> города Ставрополя, Ставропольского края.
Признать за Кошелевой Ириной Владимировной право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, общей площадью <номер обезличен> кв. м. в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> города Ставрополя, Ставропольского края.
Данное решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН о правах на земельные участки с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, общей площадью <номер обезличен> кв. м. в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> и с кадастровым номером <номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>:<номер обезличен>, общей площадью <номер обезличен> кв. м. в ДНТ «Луч» № <номер обезличен> города Ставрополя, Ставропольского края в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю и в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И. Н. Маслова