РЕШЕНИЕ
с. Красный Яр 19 марта 2021 г.
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,
при секретаре Байтимировой К.Б.,
рассмотрев жалобу представителя юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка»» О.В.Танаянц на постановление от 28 декабря 2020г. №06-1288/2020, вынесенного государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Есиной Т.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка»,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Есиной Т.А. от 28 декабря 2020г. №06-1288/2020 ООО «Газпром переработка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица О.В.Танаянц обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения и не применения положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своих доводов указал, что ООО «Газпром переработка» в установленный законом срок, т.е. 24.03.2020г., в адрес Межрегионального управления представлен отчет Астраханского ГПЗ филиале ООО «Газпром переработка» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Астраханском ГПЗ филиале ООО «Газпром переработка» (Отчет ПЭК) за 2019г.
При формировании отчета ПЭК за 2019г. в таблице 2.2 столбце 7 данные внесены исходя из установленных на весь период 2019г. значений нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, утвержденных 27.02.2019г. Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям. Фактически, в январе-феврале нормативы находились на утверждении.
Столбец 8 за 2019г. (фактический выброс, г/сек) был заполнен верно, по фактическим данным проведенных центральной заводской лабораторией измерений за 2019г.
Со стороны ООО «Газпром переработка» отсутствует факт сокрытия или умышленного искажения отсутствия в январе-феврале 2019г. утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ.
Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду в период отсутствия утвержденных нормативов ПДВ в январе-феврале 2019г. сформирована как сверхлимитная, внесена своевременно и в полном объеме в 25-кратном размере, что подтверждается декларацией о плате за негативное воздействие за 2019г.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром переработка» Бычкова М.Ю., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме по обстоятельствам, в ней изложенным, просила постановление от 28 декабря 2020г. №06-1288/2020. отменить, производство по делу прекратить.
Суд, выслушав представителя ООО «Газпром переработка» Бычкову М.Ю., представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Макашева А.Т., проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Объективная сторона административного правонарушения несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнений окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду.
Под негативным (вредным) воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Несвоевременное сообщение предполагает пропуск срока, установленного для представления соответствующей информации.
Правонарушение считается оконченным с момента несообщения (сокрытия), искажения информации либо истечения срока ее предоставления.
Целью названной статьи является обеспечения социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.
Субъективная сторона несвоевременного сообщения информации сведений о водных объектах и других объектах окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, в том числе по неосторожности, влечет административную ответственность независимо от формы вины.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Часть 1 ст.11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст.3). Часть 3 ст.63 данного Закона устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в не наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по предоставлению отчетности, в том числе ненадлежащем отношении к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством.
Основным видом деятельности юридического лица ООО «Газпром переработка» является-19.20 «Производство нефтепродуктов», Астраханский газоперерабатывающий завод, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, МО «Джанайский сельсовет», является филиалом юридического лица ООО «Газпром переработка».
«Астраханский газоперерабатывающий завод» ООО «Газпром переработка»(далее-АГПЗ ООО «Газпром переработка») поставлен на федеральный государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду за №12-0130-000070-П от 17.05.2019г. и ему присвоена 1-я категория.
Юридическому лицу ООО «Газпром переработка» приказом Управления Росприроднадзора по Астраханской области №179 от 27.02.2019г. для площадки «Астраханский газоперерабатывающий завод» установлены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ №7980/1200 сроком действия с 27.02.2019г. по 26.02.2026г. Разрешенный выброс составляет 150754, 893011 тонн в год, в том числе 56, 351855 тонн в год по сероводороду 2,186, 209991 тонн в год по метану, 1, 452058 тонн в год по одоранту (смесь природных меркаптанов).
Юридическим лицом ООО «Газпром переработка», в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства, ведутся журналы для записей предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, за период с 01.01.2019г. по настоящее время, крайняя запись на период НМУ с 05.10.2020г. по 6.10.2020г.
Согласно приказу от 01.11.2018г. №91 и приказу о внесении изменений №643-ОД от 12.07.2019г., назначены ответственные лица за охрану окружающей среды по АГПЗ ООО «Газпром переработка». Ответственные руководители имеют свидетельства (удостоверения) по экологической безопасности.
Юридическим лицом ООО «Газпром переработка» декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019г. представлена в Межрегиональное управление 5.03.2020г. в установленный законом срок. По причине отсутствия утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для площадки «Астраханский газоперерабатывающий завод» до 27.02.2020г., юридическое лицо ООО «Газпром переработка» за осуществленные в период с 01.01.2019г. по 26.02.2019г. выбросы в атмосферный воздух, вносило плату по веществам в 25-кратном размере.
Главным инженером АГПЗ ООО «Газпром переработка» 27.02.2019г. утверждена Программа производственного экологического контроля (ПЭК) для объекта 1 категории «Астраханский газоперерабатывающий завод».
Юридическим лицом ООО «Газпром переработка» в установленный законом срок 24.03.2020г., в адрес Межрегионального управления представлен отчет АГПЗ ООО «Газпром переработка» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на АГПЗ (Отчет ПЭК) за 2019г.
Согласно сведениям Отчета ПЭК, результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, проводимого в январе и феврале 2019г. сравниваются с ПДВ (столбцы 7-8-9 таблицы 2.2), в то время как в указанные месяцы у юридического лица отсутствовали утвержденные нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1. ст.30 Федерального закона от 4.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»-Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
П.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» Приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2018г. №261 (ред. от 23.06.2020) «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2018г. №52042) устанавливает форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в соответствии с которой юридические лица осуществляют заполнение отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Юридическое лицом ООО «Газпром переработка» в нарушение вышеуказанных требований законодательства 24.03.2020г. по месту нахождения Астраханского газоперерабатывающего завода филиала ООО «Газпром переработка» по адресу: Астраханская область, Красноярский район, МО «Джанайский сельсовет» допущено представление недостоверных сведений в отчете об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019г., выразившиеся в сравнении результатов контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводимого в январе и феврале 2019г., с предельно допустимыми выбросами, в то время как в январе и феврале 2019г. у ООО «Газпром переработка» отсутствовали утвержденные нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем нарушило требования действующего природоохранного законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обстоятельства дела государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям исследованы полно и объективно, в постановлении им дана надлежащая оценка, а само постановление является законным и обоснованным.
Государственный инспектор Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям пришел к правильному выводу о нарушении ООО «Газпром переработка» требований земельного законодательства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования административного органа, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления, сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Всем доводам ООО «Газпром переработка» дана надлежащая оценка, с которой суд при пересмотре постановления соглашается.
В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание ООО «Газпром переработка» назначено в пределах санкции ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств дела.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодеком Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица не допущено.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление от 28 декабря 2020г. №06-1288/2020, вынесенного государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям о признании ООО «Газпром переработка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица-общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» О.В.Танаянц - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Красноярский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Е.В.Черкасова