Решение по делу № 2-1134/2019 (2-8090/2018;) ~ М-6914/2018 от 20.12.2018

Дело № 2- 1134/2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2019 года

    Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.о. Балашиха Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании капительного строения, строительством незавершенного, самовольной постройкой, обязании снести капитальное строение, строительством незавершенное, предоставлении права сноса капитального строения,

Установил:

Истец Администрация г.о Балашиха Московской области обратилась в суд с настоящим иском к ответчикам ФИО1, ФИО2 о признании капительного строения, строительством незавершенного, самовольной постройкой, обязании снести капитальное строение, строительством незавершенное, предоставлении права сноса капитального строения, указывая на то, что согласно постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , постановленному первым заместителем начальника ГлавГосСтройНадзор Московской области ФИО6, ответчик ФИО2 привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1, ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, в виде административного штрафа, в размере 5000 руб. 00 коп. В ходе проведения обследования земельного участка, с кадастровым номером общей площадью 2338 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3 <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –для индивидуального жилищного строительства, установлено, что проверяемый земельный участок принадлежит ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Границы земельного участка установлены, в соответствии с требованиями закона. Также установлено, что проверяемый земельный участок огорожен по периметру, доступ на территорию участка ограничен и осуществляется через ворота, расположенные с северной стороны. На территории земельного участка, с кадастровым номером расположено капитальное строение, строительством незавершенное. На момент проведения Балашихинской городской прокуратурой проверки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО2 и осмотра земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес>, установлено, что на территории проверяемого земельного участка проводятся строительные работы без разрешения на строительство, указанный объект представляет собой одноэтажное капитальное строение, стены фасада объекта выполнены из пеноблоков с облицовкой из кирпича с проемами под окно и двери, внутренние перекрытия и отделка отсутствует. С южной и восточной стороны расстояние от указанного объекта до границ смежных земельных участков не более двух метров. Данное капитальное строение располагается на земельном участке с нарушение градостроительных и строительных норм и правил, а также санитарного, пожарного законодательства, в результате чего нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц. Факт возведения спорного объекта также подтверждается постановлением Балашихинской городской прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актами проверки ГлавГосСтройНадзора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно сведениям публичной кадастровой карты, данное капитальное строение учтено в ГКН, как одноэтажное нежилое здание, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Разрешений на строительство на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес> ни Министерством строительного комплекса Московская области, ни Администрацией г.о. Балашиха Московской области не выдавалось, разрешительная документация на строительство по указанному адресу ответчиками также не оформлялось. Сохранение самовольной постройки – одноэтажного нежилого здания, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3 <адрес>, нарушает права и законные интересы Администрации г.о. Балашиха Московской области в публично-правовой сфере.

Истец Администрация г.о. Балашиха Московской области просит суд признать капитальное строение, строительством незавершенное, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес>, учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; обязать ответчиков ФИО1, ФИО2 снести капитальное строение, строительством незавершенное, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: ФИО3 <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, 12-я линия, учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, 12-я линия, за счет средств ответчиков ФИО1, ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; при неисполнении ответчиками ФИО1 и ФИО2 решения суда в установленные судом сроки, предоставить Администрации г.о. Балашиха право сноса капитального строения, строительством незавершенного, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес>, учтенного в ГКН, как одноэтажное нежилое здание, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> за счет средств ответчиков ФИО1 и ФИО2

    В судебное заседание представитель Администрации г.о. Балашиха Московской области, по доверенности ФИО7 явился, исковые требования поддержал и пояснил, что площадь постройки занимает более 70% площади земельного участка, что не допустимо в силу действующего законодательства.

Ответчик ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО8 в судебное заседание явились, исковые требования не признали и пояснили, что ответчикам принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 2338 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования-для индивидуального жилищного строительства (вспомогательный вид использования – обслуживание жилой застройки). Таким образом, земельный участок, на котором возведено спорное строение находится у ответчиков в собственности и отведен для целей, связанных со строительством индивидуального жилого дома. На указанном земельном участке расположено жилое помещение, общей площадью 30 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>, право собственности на который также зарегистрировано за ответчиками. Помимо данного жилого помещения на указанном земельном участке расположен объект вспомогательного использования-хозяйственный блок, назначение: нежилое, общей площадью 1252,9 кв.м., право собственности на который также зарегистрировано за ответчиками. Государственная регистрация права собственности на указанный хозяйственный блок проведена в соответствии со ст. 13 Закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующего в ред. на момент государственной регистрации, устанавливающей порядок её проведения, с учетом особенностей для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества, в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, установленных ст. 25.3 Закона. В соответствии со ст. 51 Гр.К РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Нормативного определения понятия сооружения вспомогательного использования ГрК РФ не содержит. В настоящее время критерии отнесения объектов к сооружениям вспомогательного использования нормативно не закреплены. Здание вспомогательного назначения не подпадает под уровни ответственности, установленные ГОСТ Р54257-2010 «Национальный стандарт РФ. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования», утв. приказом Росстандарта от 23.12.2010 года № 1059-ст, с которым закон связывает необходимость получения разрешения на строительство. Хозяйственный блок носит исключительно вспомогательный характер по отношению к расположенному на этом же земельном участке основному зданию-индивидуальному жилому дому-и предназначен для размещения в нем кладовой, мастерской по ремонту и обслуживанию личной мотто техники, в связи с чем получение разрешения на его строительство не требовалось. Спорное строение самовольной постройкой не является, поскольку строительство его противоречит виду разрешенного использования предоставленного в собственность земельного участка, разрешение на строительство объекта вспомогательного значения не требуется, право собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные пояснениям данным как представитель ответчика ФИО2

3-е лицо ГлавСтройНадзор Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о слушание дела извещался.

3-е лицо Министерство строительного комплекса Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.

3-е лицо Балашихинский отдел Управления Росреестра по Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, ослушание дела извещался.

С учетом мнения сторон, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся ответчика ФИО1 и 3-их лиц, извещенных о слушание дела.

Выслушав стороны, эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно требованиям СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуальная редакция СНиП 2.07.01-89* Москва 2011) ширина проезда к участкам в глубине квартала для связи с улицей должна быть 2,75-3,0 м.

Согласно требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2011 Свод правил. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) расстояние от границы участка до стены дома должно быть не менее 3,0 м., хозяйственной постройки-не менее 1,0 м.

Согласно ст.222 ч. 1 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В силу ч. 2 ст. 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 222 ч. 3 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ, три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (при чем для определения её таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение, в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки, осуществившим её лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу оспариваемой нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положениями п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому приведение земельных участков в пригодное для использования состоянии при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.

Исходя из названной нормы, самовольность постройки определяется при наличии одного из трех названных в ст. 222 ГК РФ признаков: земельный участок, на котором создана постройка, не был предоставлен для этих целей в установленном порядке или разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения необходимых разрешений; имеются нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

В совместном постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 года (п. 26) разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу п.23 Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010г. « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае, если недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.

К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является в соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется ГсК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГсК РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГсК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГсК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГсК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, государственная экспертиза проектной документации жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или с соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), не проводится.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 62 на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за исполнением земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

В силу п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что за разрешением на строительство на земельном участке и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию застройщик с приложением названных в этих статьях документов должен обращаться в уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Права собственника земельного участка на его застройку установлены ст. 263 Гражданского кодекса РФ, которая допускает осуществление этих прав лишь при соблюдении корреспондирующих им обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).

В соответствии с положениями ст.ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке полученного разрешения на строительство объекта недвижимости, подтверждающего осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Статьей 25 ФЗ от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» установлено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Как указывал Конституционный Суд РФ в определениях от 03.07.2007г. № 595-О-П, от 17.01.2012г. № 147-О-О и от 29.05.2012г. № 900-О, возведение самовольной постройки является правонарушением, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Вместе с тем, в Определении Верховного Суда от 13.01.2015 года N 18-КГ14-168, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Согласно пп. 8 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

В силу п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010г. по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2 338 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> линия, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 и ФИО1, доля в праве каждого ?. Данный земельный участок относиться к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства (вспомогательный вид разрешенного использования – обслуживание жилой застройки) (л.д. 28-31, 63-66).

ФИО2 и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, с кадастровым номером , общей площадью 19,5 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, доля в праве каждого ? (л.д. 57-58).

ФИО2 и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, с кадастровым номером , общей площадью 27,7 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, доля в праве каждого ? (л.д. 59-60).

ФИО2 и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, с кадастровым номером , общей площадью 30,0 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, доля в праве каждого ? (л.д. 61-62).

ФИО2 и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, доля в праве каждого ? (л.д. 67-69, 74-76).

Согласно постановлению первого заместителя горпрокурора ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении ФИО2 (л.д. 12-15).

Распоряжением начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО2 (л.д. 16-17).

Распоряжением начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1 (л.д. 18-19).

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем начальника ОНзС ФИО11 следует, что в результате проведенной проверки установлено, что сотрудниками ОНзС проведена внеплановая выездная проверка на объекте капитального строительства «Нежилое здание», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено, что ФИО2 не представлено разрешение на строительство нежилого здания-нарушены требования ст. 51 ГрК РФ. Согласно выписке из ЕГРН площадь вышеуказанного одноэтажного нежилого здания 1252,9 кв.м., в соответствии со ст. 49, ст. 54 ГрК РФ вышеуказанный объект не является объектом надзора Главного управления государственного строительного надзора Московской области (л.д. 20-21).

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем начальника ОНзС ФИО11 следует, что в результате проведенной проверки установлено, что сотрудниками ОНзС проведена внеплановая выездная проверка на объекте капитального строительства «Нежилое здание», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено, что ФИО1 не представлено разрешение на строительство нежилого здания-нарушены требования ст. 51 ГрК РФ. Согласно выписке из ЕГРН площадь вышеуказанного одноэтажного нежилого здания 1252,9 кв.м., в соответствии со ст. 49, ст. 54 ГрК РФ вышеуказанный объект не является объектом надзора Главного управления государственного строительного надзора Московской области (л.д. 22-23).

ДД.ММ.ГГГГ Консультантом Отдела надзора за строительством Главгосстройнадзора Московской области ФИО12 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении , за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (л.д. 24-25).

Постановлением первого заместителя начальника Главгосстройнадзора Московской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа, в размере 5 000 руб. 00 коп. (л.д. 26-27).

Определением Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д. 89-95).

Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной АНО «Центральный институт экспертизы, стандартизации и сертификации», следует, что на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м. находится пристроенное капитальное строение, строительством незавершенное, учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Общая площадь пристроенного капитального строения, строительством незавершенного, учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером общей площадью 1252,9 кв.м. соответствует правоустанавливающим документам. Пристроенное капитальное строение, строительством незавершенное, учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес> в части требований строительных норм и правил и разрешенного вида использования земельного участка на котором допускается строительство исследуемого пристроенного нежилого здания признаки самовольного строения не имеет, при этом, в части наличия необходимой разрешительной документации в виду отсутствия данной документации объект экспертизы имеет признаки самовольного строения. Исходя из содержания ст. 51 ГРК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ разрешительная документация для возведения данного объекта требуется. Пристроенное капитальное строение, строительством незавершенное, учтенное в ГКН, как одноэтажное здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес> соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм и правил (л.д. 102-173).

Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имеется. Экспертиза проводилась в установленном законом порядке, эксперты ответили на поставленные судом вопросы, сомнений в объективности и достоверности, полноте выводов экспертизы у суда не имеется, эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

    Эксперт ФИО4 С.П., допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он полностью поддерживает экспертное заключение. Границы земельного участка зарегистрированы в установленном законом порядке и сведения о границах содержатся в ЕГРН. Исследуемый объект экспертизы расположен в кадастровых границах земельного участка с кадастровым номером . Нежилое здание является пристроенным объектом недвижимого имущества к части ранее существовавшего жилого дома на земельном участке, подтверждением данного факта является наличие помещения ранее существовавшей части жилого дома конструктивные элементы которого отличаются от конструктива нежилого здания. Пристроенное капитальное строение, площадью ё1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм и правил.

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации г.о. Балашиха Московской области к ФИО2, ФИО1 о признании капительного строения, строительством незавершенного, самовольной постройкой, обязании снести капитальное строение, строительством незавершенное, предоставлении права сноса капитального строения, поскольку нежилое здания, принадлежащее на праве общей долевой собственности ответчикам ФИО1 и ФИО2 находится на земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. Действительно проектной и разрешительной документации на строительство нежилого здания ответчики ФИО2 и ФИО1 не представили, что дает суду право считать постройку самовольной. Вместе с тем, постановить решение о сносе нежилого здания возможно, если будет установлено, что сохранение нежилого здания нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Представленное заключение экспертов подтверждает, что пристроенное капитальное строение, строительством незавершенное, учтенное в ГКН, как одноэтажное здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм и правил. При таких обстоятельствах, проведенной по делу строительно-технической экспертизой не установлено, что пристроенное капитальное строение (нежилое здание) возведено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил либо создают угрозу жизни и здоровью граждан. Пристроенное капитальное строение, строительством незавершенное, учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, <адрес> в части требований строительных норм и правил и разрешенного вида использования земельного участка на котором допускается строительство исследуемого пристроенного нежилого здания признаки самовольного строения не имеет, при этом, в части наличия необходимой разрешительной документации в виду отсутствия данной документации объект экспертизы имеет признаки самовольного строения. Снос пристроенного капитального строения (нежилого здания) ответчиков ФИО2 и ФИО1, хотя и возведенного без разрешительной документации, влечет нарушение баланса между характером нарушенного права и избранным способом его восстановления, принципа разумности, соразмерности и принципа равенства участников гражданских отношений. То обстоятельство, что пристроенное капитальное строение (нежилое здание), о сносе которого просит истец является самовольным, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для удовлетворения данных требований, с учетом того, что оно возведено в пределах территории земельного участка ответчиков ФИО2 и ФИО1, земельный участок имеет вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства (вспомогательный вид разрешенного использования-обслуживание жилой застройки), не несет угрозы жизни и здоровью граждан. При этом, сносу подлежат только те самовольные постройки, которые непосредственно создают угрозу жизни и здоровью граждан. Данная угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и на фактических обстоятельствах расположения спорного строения в их взаимосвязи. Из анализа приведенных положений ст. 222 ГК РФ следует, что для удовлетворения требований о сносе самовольной постройки обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: нарушение градостроительных норм и правил при строительстве, нарушение прав граждан возведенной постройкой и наличие угрозы для жизни и здоровья граждан возведенным строением. Стороной истца Администрацией г.о. Балашиха Московской области, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, таковых доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Администрации г.о. Балашиха Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании капитального строения, строительством незавершенного, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес>, учтенного в ГКН, как одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; обязании ФИО1, ФИО2 снести капитальное строение, строительством незавершенное, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес> учтенное в ГКН, как одноэтажное нежилое здание, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, за счет средств ФИО1, ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; при неисполнении ФИО1 и ФИО2 решения суда в установленные судом сроки, предоставлении Администрации г.о. Балашиха право сноса капитального строения, строительством незавершенного, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером , общей площадью 2338 кв.м., по адресу: <адрес>, учтенного в ГКН, как одноэтажное нежилое здание, с кадастровым номером , общей площадью 1252,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, за счет средств ФИО1 и ФИО2, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.

    Судья                                О.А.Быстрякова

                        

Решение не вступило в законную силу

Подлинник решения находится в гражданском деле 2-1134/2019

Судья

Секретарь

2-1134/2019 (2-8090/2018;) ~ М-6914/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г/о Балашиха
Ответчики
Марьин Алексей Михайлович
Захаров Владимир Владимирович
Другие
Министерство строительного комплекса Московской области
Главстройнадзор Московской области
Балашихинский отдел Росреестра Московской области
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Быстрякова О.А.
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
20.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2018Передача материалов судье
20.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2019Подготовка дела (собеседование)
17.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2019Судебное заседание
13.02.2019Судебное заседание
14.02.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
25.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее