УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лобина Н.В. Дело № 33-615/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 9 февраля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-341/2020 по апелляционной жалобе Токарева Николая Николаевича на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 21 августа 2020 года, по которому постановлено:
В удовлетворении уточненных исковых требований Токарева Николая Николаевича
к УМВД России по Ульяновской области, МО МВД России «Карсунский» об изменении
формулировки увольнения отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Токарева Н.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области Рыженковой О.В., высказавшей возражения по доводам жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Токарев Н.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - УМВД России) по Ульяновской области, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МО МВД России) «Карсунский» об изменении формулировки увольнения. В обоснование иска указал, что с 31 декабря 2004 года проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. 25 июня 2020 года уволен с должности п*** (в***) г*** о*** (с***-о*** г***) дежурной части МО МВД России «Карсунский» на основании п. «а» ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Его увольнение является незаконным, поскольку проступка, порочащего честь сотрудника полиции, он не совершал. Служебная проверка проведена в нарушение ст. 52 названного Федерального закона. Просил изменить формулировку основания его увольнения на увольнение по собственному желанию.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Токарев Н.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что все доказательства в рамках служебной проверки должны быть получены законным путем. Полагает, что в рамках служебной проверки, а также в суде были незаконно использованы результаты оперативно-розыскной деятельности – прослушивание телефонных переговоров в отношении С*** О.В. Считает, что в соответствии с действующим законодательством результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в строго определенных целях. Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении С*** О.В. должны были быть переданы следователю в рамках уголовного дела и не могли быть использованы при проведении в отношении него (истца) служебной проверки.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области, МО МВД России «Карсунский» просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МО МВД России «Карсунский», извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Токарев Н.Н. проходил службу в
органах внутренних дел Российской Федерации с декабря 2004 года, с октября 2015
года – в должности п*** (в***) г*** о*** (с***-о*** г*** дежурной части МО МВД
России «Карсунский».
Приказом
МО МВД России «Карсунский» от 25 июня 2020 года № *** служебный контракт с
Токаревым Н.Н. расторгнут, он уволен со службы в органах внутренних дел
Российской Федерации по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011
года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в
связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних
дел).
Основанием
для названного приказа послужили: представление к увольнению от 25 мая 2020
года, заключение служебной проверки от 17 июня 2020 года, приказ УМВД России по
Ульяновской области от 23 июня 2020 года ***, приказ МВД России от 31 декабря
2013 года № ***.
Из
содержания заключения служебной проверки следует, что основанием для ее
проведения послужило поручение начальника УМВД России по Ульяновской области от
21 апреля 2020 года, оформленное в виде резолюции на рапорте начальника ОРЧ СБ
УМВД о консультировании сотрудниками ОВД подозреваемого С*** О.В. по вопросам
противодействия предварительному расследованию по уголовному делу,
возбужденному по факту убийства П*** Д.А. и П*** А.А.
В ходе
служебной проверки в действиях Токарева Н.Н. установлен факт совершения
действий, нарушающих профессионально-этические принципы, нравственные правила
поведения, закрепленные в положениях ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 7
февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», п. 12 ч. 1 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 13
Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О «О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», пунктов «а», «в», «ж» ст. 5
Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года
№1377, подпунктах «г», «д», «и», «м» п. 11, п. 20 Типового кодекса этики и
служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года, а
также подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел. Такие
действия Токарева Н.Н. выразились во вступлении в неслужебные отношения с обвиняемым
в особо тяжком преступлении С*** О.В., вопреки интересам службы, ведении с ним
неслужебных разговоров, консультировании по вопросам противодействия
предварительному расследованию, разглашении сведений, ставших известными в
связи с выполнением служебных обязанностей. Подобное поведение сотрудника
полиции вызывает сомнение в его беспристрастности, наносит ущерб его репутации,
авторитету органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и
свидетельствует о пренебрежении предписаниями закона, а также низком
нравственном облике как сотрудника органов внутренних дел. Поведение Токарева
Н.Н. не соответствует стандартам профессионализма и этическим принципам стража
правопорядка и квалифицируется как проступок, порочащий честь сотрудника
органов внутренних дел.
По
результатам проверки в заключении сделан вывод о том, что за совершение
проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, выразившегося во
вступлении во внеслужебные отношения с обвиняемым в особо тяжком преступлении С***
О.В. вопреки интересам службы, ведении с ним внеслужебных разговоров,
консультировании по вопросам противодействия предварительного расследования,
разглашении сведений, ставших известными в связи с выполнением служебных
обязанностей, неисполнении требований ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5,
ч. 3 ст. 6, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «О полиции»,
в части защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействия
преступности, защиты личности, общества, государства от преступных
посягательств, осуществления своей деятельности на основе соблюдения и уважения
прав и свобод человека и гражданина, воздержания от любых действий, которые
могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету
полиции, пунктов 2, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №
342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части
сохранения своих чести и достоинства, недопущения принятия решений из
соображений личной заинтересованности, несоверешния при выполнении служебных
обязанностей проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и
беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету
федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, п*** (в***) г***
о*** (с***-о*** г***) дежурной части МО МВД России «Карсунский» с*** с*** п***
Токарев Н.Н. подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч.
3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
Полагая
увольнение со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь
сотрудника органов внутренних дел незаконным, Токарев Н.Н. обратился в суд с
настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела,
закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым,
пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона № 342-ФЗ).
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (подпункты «а», «в» пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377).
Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1138, было предусмотрено, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника (пункт 1 статьи 8). Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.
На основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2013 года № *** приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № *** утратил силу. При этом пунктом 2 приказа от 31 октября 2013 года № *** предусмотрено, что до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе МВД России следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В Типовом кодексе
этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и
муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года
(протокол № ***), установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая
ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди
прочего соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты,
исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной
службы; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в
добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных
обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб
его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного
самоуправленияд) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному
исполнению ими должностных обязанностей; исключать действия, связанные с
влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов,
препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения
(подпункты
«д», «ж», «и», «м» пункта 11
Типового кодекса).
В соответствии с частью 1
статьи 49 Федерального закона № 342-ФЗ нарушением служебной
дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие
(бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел
законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов
внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной
инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или
подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой
в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в
неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных
контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых
руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при
выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Частью 2
статьи 47 Федерального закона № 342-ФЗ определено, что в целях
обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к
сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него
могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48
и 50
данного Федерального закона.
Согласно пункту 6
части 1 статьи 50 Федерального закона № 342-ФЗ на сотрудника органов
внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться
дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел
по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов
внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51
названного федерального закона.
Как неоднократно
указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних
дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию
публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих
службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного
выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и
общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников,
проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой
категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым
качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации
и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером
деятельности указанных лиц (постановление
от 6 июня 1995 года № 7-П, определения от 21 декабря 2004 года № 460-О,
от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О и от 21
ноября 2013 года № 1865-О).
При осуществлении
служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов
внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не
допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности,
воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его
беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части
1 статьи 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
Российской Федерации», часть 4
статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О
полиции»), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к
сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной
на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного
принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих
полномочий (определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года №1486-О).
В силу пункта 9
части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ контракт подлежит
расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах
внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника
органов внутренних дел.
Причиной
увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9
части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ, является совершение
им проступка, умаляющего авторитет органов внутренних дел и противоречащего
требованиям, предъявляемым к сотрудникам, - независимо от того, предусмотрена
ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 496-О).
Возможность
увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего
указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования
правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные
качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя
обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению
положений Конституции
Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При
этом пункт 9 части
3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ не
предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует,
что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы
за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то
есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств,
предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного
им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной
проверки (Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 278-О).
Из содержания
приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов
внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в
служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые
обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать
проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и
беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа
внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов
внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных
законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних
дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка,
порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному
увольнению, а контракт с ним - расторжению.
Для решения
вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в
органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь
сотрудника органов внутренних дел, то есть по пункту 9
части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года
№342-ФЗ, юридически значимым обстоятельством является установление факта
совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую
репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению
сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а
также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных
правил поведения, закрепленных приведенными выше положениями нормативных актов.
Вопреки
утверждениям истца, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о
совершении Токаревым Н.Н. проступка, порочащего честь сотрудника органов
внутренних дел, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение
факт вступления истца во внеслужебные отношения с обвиняемым в особо тяжком
преступлении С*** О.В. вопреки интересам службы, ведении с ним внеслужебных
разговоров, консультирования по вопросам противодействия предварительному
расследованию, разглашении сведений, ставших известными в связи с выполнением
служебных обязанностей.
Доводы
апелляционной жалобы о незаконности заключения служебной проверки, в которой
были использованы результаты оперативно-розыскной деятельности, также
несостоятельны.
Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы статьей 52 Федерального закона № 342-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона №342-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 года № *** утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 14 Порядка поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (пункт 16 Порядка).
Разделом IV Порядка установлен порядок оформления результатов служебной проверки.
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка).
Согласно пункту 35 Порядка в вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии) (подпункт 35.1); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (подпункт 35.2 Порядка).
Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка).
С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 342-ФЗ, выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 342-ФЗ (пункт 37 Порядка).
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 39 ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ ░ ░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░
░░░░░░░░░░░.
░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
«░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 41 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░