АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
03 мая 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-2868/2011
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 03 мая 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батраковой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, ИНН 2901043148)
о привлечении индивидуального предпринимателя Ерженинова Николая Владимировича (ОГРН 304290434500033, ИНН 290400213599) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – Мазкова Е.В. по доверенности от 20.10.2010 №62;
лица, привлекаемого к административной ответственности, – не явился, извещен;
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ерженинова Николая Владимировича (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), на основании протокола об административном правонарушении №16-к от 23 марта 2011 года.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленное требование в полном объеме, указала, что Управление снимает заявленное требование, касающееся нарушения предпринимателем Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 №27, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 09.06.1995 №868), поскольку данное Положение по состоянию на 28.03.2011 прекратило свое действие. Суд принимает уточнение Управления, рассматривает требование о привлечении Ерженинова Н.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части иных нарушений, указанных в заявлении от 23.03.2011 №163-к. Кроме того, представитель Управления пояснила, что дополнительного извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не требовалось, поскольку проверка проводилась на линии, Ерженинов Н.В. одновременно является и водителем и предпринимателем, в связи с чем протокол об административном правонарушении был составлен в его присутствии.
Отзыв на заявление Управления от предпринимателя Ерженинова Н.В. в материалы дела не поступил.
Предприниматель Ерженинов Н.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, в связи с чем и в соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Ерженинов Николай Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 10.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 304290434500033, оказывает транспортные услуги на основании полученной лицензии серии ЖА №022430 (регистрационный номер АСС-29-200841) со сроком действия с 15.10.2008 по 15.10.2013. Среди условий осуществления лицензии обязанность по выполнению установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
23 марта 2011 года при проведении контрольно-надзорных мероприятий на посту ДПС «Весна» сотрудниками ГИБДД выявлено, что предприниматель Ерженинов Н.В. осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по городскому маршруту общего пользования №835 «Котлас-Удима» с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией): нарушены требования к оформлению транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров; нарушены требования к оформлению путевого листа, о чем в присутствии предпринимателя Ерженинова Н.В. (он же водитель) был составлен акт осмотра автобуса №9-к от 23.03.2011, у предпринимателя взяты объяснения.
23 марта 2011 года старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по АО и НАО Низовцевым А.В. на основании части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении предпринимателя Ерженинова Н.В. в его присутствии составлен протокол №16-к об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколом установлено, что Ерженинов Н.В., допустил нарушения, указанные в акте осмотра автобуса от 23.03.2011 №5, нарушил подпункт «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637. Копия протокола была получена Ержениновым Н.В. лично, о чем сделана отметка на представленном в материалы дела экземпляре протокола. С выявленными в ходе проверки нарушениями предприниматель согласен. При составлении протокола предпринимателю были разъяснены права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности, содержащиеся в статьях 24.4, 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также содержание статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствует его подпись.
Всесторонне, полно и объективно исследовавматериалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).
Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Протокол об административном правонарушении составлен лицом, обладающим полномочиями на составление протокола (в соответствии с Перечнем должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Начальника Управления от 29.09.2010 №38-П).
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.
Объективная сторона выражается в осуществлении определенного вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) с нарушением лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что он на основании лицензии серии ЖА №022430 со сроком действия с 15.10.2008 по 15.10.2013 осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
При таких обстоятельствах, Ерженинов Н.В. является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №128-ФЗ).
Абзацем 2 статьи 2 Федерального закона №128-ФЗ установлено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона №128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152.
Предпринимателем нарушены пункт 5.2 и пункт 6.3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, поскольку в путевом листе №111 от 23.03.2011 не полностью указан почтовый адрес предпринимателя - отсутствует наименование населенного пункта; отсутствуют показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки. Указанное нарушение подтверждается актом №9-к осмотра автобуса от 23.03.2011, протоколом об административном правонарушении №16-к от 23.03.2011 и предпринимателем не оспаривается.
Представленными в материалы дела документами (фотографиями транспортного средства, актом №9-к осмотра автобуса от 23.03.2011, протоколом об административном правонарушении №16-к от 23.03.2011) подтверждается нарушение предпринимателем порядка оформления транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров: пунктов 35, 36, 37 и 38 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, поскольку на транспортном средстве над дверьми с наружной стороны отсутствуют надписи «Вход»; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства не указано полное или краткое наименование перевозчика. Внутри автобуса не размещена информация: о перевозчике (наименование, адрес и номер телефона), о водителе (фамилия) и кондуктора (фамилия), наименование, адрес и контактный телефон органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, о стоимости проезда; отсутствовали указатели мест расположения огнетушителей; не размещены правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил; в транспортном средстве над дверьми с внутренней стороны отсутствуют надписи «Выход».
Из представленных в материалы дела документов и доказательств следует, что Ержениновым Н.В. нарушения положений приведенных выше нормативных правовых актов были допущены. Данные обстоятельства предпринимателем не оспариваются.
Вина Ерженинова Н.В. в данном случае выражается в том, что, занимаясь лицензируемым видом предпринимательской деятельности, он мог и должен был соблюдать лицензионные требования, установленные нормативными правовыми актами и обязательные для исполнения лицензиатами, но не сделал этого.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях Ерженинова Н.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной статье осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Следовательно, предприниматель Ерженинов Н.В. подлежит привлечению к ответственности как должностное лицо.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения, жизнь и здоровье граждан и подтверждено материалами дела. Следовательно, Ерженинов Н.В. не может быть освобожден от ответственности ввиду отсутствия признаков малозначительности правонарушения.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ранее предприниматель привлекался к административной ответственности решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.2010 по делу №А05-11088/2010).
На основании изложенного с учетом характера совершенного административного правонарушения суд считает, что предприниматель Ерженинов Н.В. подлежит привлечению к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа – Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ОКАТО 11401000000, ИНН/КПП 2901043148/290101001, код бюджетной классификации 10611690040040000140.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, 26 ░░░░░░ 1975 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ 10.12.2004 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 304290434500033, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 165300, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░, ░░░ 12░ ░░░░░░░░ 47, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 14.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░░