УИД 66RS0011-01-2021-000363-58
№ 2-587/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 26 апреля 2021 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Безукладниковой М.И.,
при секретаре Ивакиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Публичного акционерного общества «Сбербанк России»
к
Киршанову С.А.,
наследственному имуществу Киршановой Е.Г.
о взыскании задолженности по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
5 октября 2016 года между Киршановой Е.Г. и Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» заключен кредитный договор № сроком на 59 месяцев под 20,95% годовых.
Заемщик Киршанова Е.Г. обязалась ежемесячно производить платежи в счет погашения основного долга и уплачивать проценты за период с даты, следующей за датой образования задолженности по ссудным счетам.
18 мая 2017 года заемщик Киршанова Е.Г. умерла.
Публичное акционерное общество Сбербанк России обратилось в суд с иском к правопреемникам о возмещении задолженности по кредитному договору.
В исковом заявлении истец просит взыскать с Киршанова С.А. сумму задолженности по кредитному договору № от 05.10.2016 за период с 05.05.2017 по 27.10.2020:
- просроченный основной долг в размере 103 973 рубля 53 копейки,
- просроченные проценты в размере 77 062 рубля 53 копейки,
- неустойку за просроченный основной долг в размере 8 рублей 79 копеек,
- неустойка за просроченные проценты в размере 9 рублей 45 копеек,
- расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 642 рубля 18 копеек.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился.
Изучив письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
5 октября 2016 года между Киршановой Е.Г. и Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» заключен кредитный договор № на сумму 110 845 рублей 00 копеек сроком на 59 месяцев под 20,95% годовых (л.д. 48-50).
В соответствии с условиями договора погашение кредита должно производиться заемщиком ежемесячными аннуитетными платежами в размере 3 024 рубля 55 копеек по формуле, указанной в п. 3.1.1 Общих условий кредитования.
Согласно свидетельству о смерти (л.д. 51) заемщик Киршанова Е.Г. умерла 18 мая 2017 года.
В силу статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
Согласно наследственному делу № после смерти Киршановой Е.Г. следует, что наследником является сын – Киршанов С.А. (л.д. 75-94).
В силу части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено наличие наследственного имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права следует, что Киршановой Е.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 80).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: <адрес> (л.д. 88) кадастровая стоимость установлена в размере 804 509 рублей 38 копеек.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права следует, что Киршановой Е.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 78).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по адресу: <адрес> (л.д. 84) кадастровая стоимость установлена в размере 597 724 рубля 15 копеек.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права следует, что Киршановой Е.Г. на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК №, гаражный бокс №, регистрационный № (л.д. 82).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по адресу: <адрес>, ГСК №, гаражный бокс №, регистрационный № (л.д. 85) кадастровая стоимость установлена в размере 30 145 рублей 65 копеек.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права следует, что Киршановой Е.Г. на праве собственности принадлежит 1/6 доля жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 84 оборот).
Размер задолженности по кредитному договору № от 5 октября 2016 года составляет 181 054 рубля 30 копеек.
Согласно положениям статей 408 и 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается надлежащим исполнением; в случае смерти должника обязательство прекращается, если его исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Поскольку обязанность уплатить задолженность по кредитному договору не связана с личностью заемщика, следовательно, такая обязанность переходит в порядке универсального правопреемства к наследникам заемщика.
Пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъясняется, что смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками. Например, наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно пункту 35 «О судебной практике по делам о наследовании» принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства. Совершение действий, направленных на принятие наследства, в отношении наследственного имущества, данному наследнику не предназначенного (например, наследником по завещанию, не призываемому к наследованию по закону, в отношении незавещанной части наследственного имущества), не означает принятия причитающегося ему наследства и не ведет к возникновению у такого лица права на наследование указанного имущества.
Согласно пункту 36 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Согласно пункту 37 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.
В данном случае сумма задолженности по кредитному договору, которую обязан погасить наследник, значительно ниже стоимости переходящего к нему наследственного имущества.
Согласно решению Красногорского районного суда города Каменска-Уральского от 16 февраля 2018 года исковые требования Публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Киршанову С.А. о взыскании задолженности по кредитному договору и расторжении кредитного договора удовлетворены.
С Киршанова С.А. в пользу Публичного акционерного общества «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитному договору № от 18.06.2013 года по состоянию на 18 сентября 2017 года:
просроченный основной долг в размере 115 578 рублей 63 копейки,
просроченные проценты в размере 7 568 рублей 69 копеек,
неустойку в размере 349 рублей 92 копейки,
государственную пошлину в размере 3 662 рубля 83 копейки,
всего 127 160 (сто двадцать семь тысяч сто шестьдесят) рублей 07 копеек (л.д. 20-23).
При таких обстоятельствах, требования банка правомерно предъявлены к ответчику.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Из приведенной нормы закона следует, что кредитный договор является консенсуальным договором, считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора. К существенным условиям кредитного договора относятся условия, определяющие предмет договора: сумма кредита, срок (сроки) и порядок его предоставления заемщику, срок (сроки) и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов за пользование кредитом.
В силу статьи 820 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.
Согласно пункту 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
В силу положений пункта 1 статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
Согласно пункту 2 статьи 811 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
Согласно статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.
Согласно кредитному договору № от 5 октября 2016 года заемщик Киршанова Е.Г. обязана выполнять Условия кредитного договора, ежемесячно осуществлять платеж. Однако, платежи в счет погашения задолженности не произведены в полном объеме.
Заемщик Киршанова Е.Г. имеет сумму задолженности по кредиту в размере 103 973 рубля 53 копейки, по процентам в размере 77 062 рубля 53 копейки, соответственно указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу банка.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору предусмотренную законом или договором неустойку.
Представленным расчетом (л.д. 29-36) подтверждено, что размер неустойки по кредитному договору Киршановой Е.Г. составляет 18 рублей 24 копейки.
Таким образом, учитывая, что обязательства по оплате суммы задолженности по кредитному договору не выплачены, требование истца о взыскании неустойки является обоснованным.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.05.2013 года, снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку выполнения требований по кредитному договору.
В силу диспозиции статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для ее применения может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности неустойки определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств. Доказательства несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств обязан представлять суду ответчик.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п. п. 3, 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (п. 77).
Ответчик об уменьшении неустойки не просил, доказательств наличия оснований для ее снижения не представил и не привел, размер неустойки относительно обязательств по уплате основного долга не чрезмерен, а потому суд не находит оснований для уменьшения неустойки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания неустойки с ответчика в пользу банка.
Истец просит взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 9 642 рубля 18 копеек.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца, в связи с удовлетворением иска подлежат взысканию в пользу истца и расходы по госпошлине.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Публичного акционерного общества «Сбербанк России» к Киршанову С.А., наследственному имуществу Киршановой Е.Г. о взыскании задолженности по кредитному договору удовлетворить.
Взыскать с Киршанова С.А. в пользу Публичного акционерного общества «Сбербанк России» задолженность по кредитному договору № от 5 октября 2016 года за период с 5 мая 2017 года по 27 октября 2020 года:
просроченный основной долг в размере 103 973 рубля 53 копейки,
просроченные проценты в размере 77 062 рубля 53 копейки,
неустойку за просроченный основной долг в размере 8 рублей 79 копеек,
неустойку за просроченные проценты в размере 9 рублей 45 копеек
государственную пошлину в размере 9 642 рубля 18 копеек,
всего 190 696 (сто девяносто тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2021 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова