Дело № 2-690/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2017 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Бочневич Н.Б.
при секретаре Гумаровой Г.Ф.,
с участием прокурора Альшевского М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
у с т а н о в и л :
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании информации распространение которой запрещено в Российской Федерации, указав при этом, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части ограничения доступа к информации о способах изготовления орудий лова водных биологических ресурсов (электроудочек), использование которых рассматривается как незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов с применением электрического тока. В ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на WEB -сайте http://№ информация, распространение которой в РФ запрещено. так на сайте № в свободном доступе имеется статья под названием «Как сделать электроудочку». данная статья содержит информацию о способах изготовления, технических характеристиках, алгоритме и схеме подключения электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных биологических ресурсов. Предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к изготовлению, описывающей технические характеристики, алгоритм и схему подключения электроудочки, за использование которой при добыче (вылове) водных биологических ресурсов предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в Единый реестр доменных имен для последующей блокировки к ним доступа. Иного, кроме судебного, порядка запрета доступа к информации об изготовлении запрещенных орудий лова водных биологических ресурсов, действующим законодательством не предусмотрено, как и иного, кроме судебного решения, документа, служащего основанием для включения в Единый реестр доменных имен таких сведений. На момент проверки данные указатели страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре доменных имен отсутствует (№ доступа к информации, размещенной на сайтах № требуется в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты основ нравственности общества. Указанное обстоятельство нарушает интересы неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации в сфере распространении запрещенной информации, в защиту которых в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд. Просит суд установить факт имеющего юридическое значение факта - признания страницы в общедоступной сети интернет http://№ с размещенной информацией на данной странице, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор на заявленных требованиях настоял по основаниям, изложенным в заявлении, просит требования удовлетворить.
Представитель Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому округах в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части ограничения доступа к информации о способах изготовления орудий лова водных биологических ресурсов (электроудочек), использование которых рассматривается как незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов с применением электрического тока.
В ходе проверки было установлено, что в сети «Интернет» на WEB -№ содержится информация, распространение которой в РФ запрещено. Так на сайте № в свободном доступе имеется статья под названием «Электроудочка своими руками». Данная статья содержит информацию о способах изготовления, технических характеристиках, алгоритме и схеме подключения электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных биологических ресурсов.
В соответствие со ст. 42 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ»О животном мире» отношения области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно ст. 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основополагающими принципами законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов являются учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранении водных ресурсов осуществляется исходя из представленной о них как в природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.
В соответствии с правилами рыболовства на всех рыбохозяйственных бассейнах, расположенных на территории Российской Федерации, и закрепленных в ст. 17 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
В силу ч. 1 ст. 256 УК РФ незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, является уголовно наказуемым деянием.
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к изготовлению, описывающей технические характеристики, алгоритм и схему подключения электроудочки, за использование которой при добыче (вылове) водных биологических ресурсов предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 5 статьи 15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в части 4 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ, согласно которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационнотелекоммуникационной сетью.
В соответствии с частью 13 вышеуказанной статьи под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Учитывая изложенное, предоставление возможности доступа в сети «Интернет» к информации о способах изготовления, технических характеристиках, алгоритме и схеме подключения электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления водных биологических ресурсов.
Ограничение доступа к информации, размещенной на № требуется в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты основ нравственности общества.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту - реестр).
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ, является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании вышеизложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети Интернет на странице с адресом №, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.
Судья Н.Б. Бочневич