Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-1003/2020 ~ М-1-876/2020 от 24.09.2020

Мотивированное решение 19.11.2020

№ 2-1-1003/2020

№1-109/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2020 года г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М.,

при секретаре Сергеевой Л.А.

с участием:

истца Ильиной И.М.

представителя ответчика – администрации МО Красноуфимский округ Полежаева В.В.

представителя ответчика – комитета по управлению имуществом МО Красноуфимский округ Колмакова А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной И. М. к администрации муниципального образования Красноуфимский округ о предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

    Ильина И.М. обратилась в суд с иском к администрации МО Красноуфимский округ о предоставлении жилого помещения.

    В обоснование заявленных исковых требований указала, что является нанимателем муниципального жилого помещения, жилье считается летним студенческим общежитием и не предназначено для проживания в зимнее время. По данным БТИ ее квартиры не существует. Ей, как малоимущей предлагали другое жилое помещение в <адрес>, но там нет рабочих мест.

    Определением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15.10.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен орган местного самоуправления – Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ, а также третьих лиц на стороне истца привлечены Слезавина Е.П. и ее несовершеннолетние дети ФИО4 и ФИО5

    В судебном заседании истец уточнила свои исковые требования. Просила обязать ответчиком предоставить жилое помещение ей, ее дочери Слезавиной Е.П. и внукам: ФИО4, ФИО5

    Представители ответчиков заявленные исковые требования не признали. Суду показали, что после признания Ильиной И.М. малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ей было предложено другое жилое помещение, от которого она отказалась. Иных свободных муниципальных жилых помещений не имеется. Кроме того, представитель администрации МО Красноуфимский округ полагал, что администрация МО Красноуфимский округ является ненадлежащим ответчиком, поскольку муниципальным имуществом занимается самостоятельный орган местного самоуправления - Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ.

    Третье лицо – Слезавина Е.П., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО5, в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

    Заслушав истца, представителей ответчиков, изучав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законами нормами (ч.2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово- экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

    Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в представлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

    Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

    В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

    В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

    Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

    Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальном жилом фонде МО Красноуфимский округ и было предоставлено Ильиной И.М. на основании договора социального найма. Совместно с нанимателем в данном жилом помещении зарегистрированы Слезавина Е.П., и ее несовершеннолетние дети ФИО4, ФИО5, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 26.01.2009 года с дополнительными соглашениями к договору, а также справкой Криулинского территориального отдела администрации МО Красноуфимский округ от 18.03.2020 №1-109/2014.

    Постановлением Администрации МО Красноуфимский округ от 10.10.2018 № 940 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

    Согласно справок СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Красноуфимское БТИ и РН» от 28.02.2020 №1-109/2014 и от 10.03.2020 №1-109/2014 до 02.08.1999 сведений о принадлежности объектов недвижимости Ильиной И.М., Слезавиной (Калининой) Е.П., ФИО4, ФИО5 на территории городского округа Красноуфимск и МО Красноуфимский округ не зарегистрировано.

    Из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 07.04.2020 года следует, что за период с 02.08.1999 по 03.04.2020 года права собственности Ильиной И.М., Слезавиной Е.П., ФИО4, ФИО5 на объекты недвижимости не регистрировались.

    Согласно списка малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящих на учете у Криулинском территориальном отделе Ильина И.М. признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, с составом семьи: дочь Слезавина Е.П., внук ФИО4, внук ФИО5 постановлением Главы Администрации МО Красноуфимский округ от 07.07.2020 № 394.

    В соответствии с этим же списком Слезавина Е.П. признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, с составом семьи: мать Ильина И.М., сын ФИО4, сын ФИО5 постановлением Главы Администрации МО Красноуфимский округ от 04.08.2020 № 454.

     Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

    Обязанность по ведению в установленном законом Свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в силу ст. 31 Устава МО Красноуфимский округ возложена на администрацию МО Красноуфимский округ.

    Обязанность по учету муниципального жилищного фонда, предоставлению в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанным таковым в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация содержания муниципального жилищного фонда, а также предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством в силу ст. 34 Устава МО Красноуфимский округ возложена на Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ.

Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в разделе III»Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение в котором поживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

    Разрешая спор, суд исходит из того, что поскольку занимаемое истцами жилое помещение является непригодным для проживания, у органа местного самоуправления в силу вышеуказанных положений закона возникла обязанность предоставить истцам, являющимся малоимущими и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение по договору социального найма.

    При этом довод представителей ответчиков о том, что Ильиной И.М. ранее предлагалось другое жилое помещение, от которого она отказалась, суд находит не состоятельным, поскольку в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта). В ходе судебного заседания было установлено, что Ильиной И.М. предоставлялось жилое помещение в <адрес>, который от места жительства Ильиной И.М. находится на расстоянии около 60 км.

    Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено семье Ильиной И.М., суд принимает во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанную в определении от 03.11.2009 № 1368-О-О, в соответствии с которой внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обуславливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателя, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены), с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку другое благоустроенное жилое помещение пор договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с предыдущими и с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

    При таких обстоятельствах ссылки на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью, исходя из нормы предоставления на одного человека, не основаны на законе, поскольку речь о каком-либо улучшении жилищных условий лиц, проживающих в аварийном жилом помещении, кроме улучшения качественных характеристик жилья, не идет.

    Общая площадь жилого помещения занимаемого семьей Ильиной И.М., в соответствии с представленными в материалы дела документами, составляет 33,9 кв.м. Жилое помещение состоит из двух комнат. Исходя из этого ответчики обязаны предоставить истцу и членам ее семьи жилое помещение в <адрес>, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью, не менее 33.9 кв.м.

    При этом истцы, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если основания состоять на таком учете у них имеются.

    Отсутствие в законодательства указания нас срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

    Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░. ░. <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4 <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░5 <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (33,9 ░░.░.) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (2) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-1-1003/2020 ~ М-1-876/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильина Ирина Максимовна
Ответчики
ОМС Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ
Администрация МО Красноуфимский округ
Другие
Информация скрыта
Слезавина Елена Павловна
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Байдин Сергей Михайлович
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
24.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2020Передача материалов судье
29.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.10.2020Предварительное судебное заседание
15.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2021Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее