Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1717/2017 ~ М-1459/2017 от 23.06.2017

Дело ..............

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2017 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи     Белозер О.М.,

при секретаре судебного заседания     Цехиной И.Ю.,

с участием: истцов Гребенникова В.Ф., Задорожней А.В., представителя истцов – адвоката Сахно Е.В., ордер .............. от 22.08.2017г., представителя ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, также являющейся представителем 3 лица – Правительства Ставропольского края Дубининой Н.А., представителя ответчика – Администрации Минераловодского городского округа Митрополовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Гребенникова В. Ф., Задорожней А. В. к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании администрации Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Гребенников В.Ф., Задорожняя А.В. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивируя тем, что в мае 2017 г. они обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживают оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом они полностью утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 18 закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны".

Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 г., они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Установлено, что полностью было утрачено следующее имущество: диван в количестве трех штук, холодильник, два шкафа для одежды, кресло, стол.

В соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Таким образом, они полностью утратили имущество первой необходимости.

Однако после обращения в администрацию Минераловодского городского округа им были даны письменные отказы от 02.06.2017г. .............., согласно которых, они не были включены в списки граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017г. по 27.05.2017г.

Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, дом ..............

Согласно главе 2 методических рекомендации МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Им было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, дом .............. и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

В данном доме они совместно проживабт с февраля 2004г. по настоящее время. Право собственности на данный жилой дом зарегистрировано за Гребенниковым В. Ф., который унаследовал право на дом от своей матери. Вместе они проживают уже длительное время, хоть брак между нами не зарегистрирован, но между ними сложились семейные отношения, вместе они ведут совместное хозяйство, сообща содержат дом и производят его ремонт, из общих средств, приобретают имущество.

Факт проживания по указанному выше адресу подтверждается, в том числе актом о проживании, составленным соседями, которые могут подтвердить данные обстоятельства в суде.

Также факт постоянного проживания и то, что они попали в режим ЧС подтверждаются следующими доказательствами: справкой территориального отдела о том, что домовладение в котором они проживают находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопление); документами, подтверждающими оплату коммунальных услуг, актом о не проживании по месту прописки, медицинской картой пациента, документы подтверждающие оплату налога на имущество (земельный налог).

Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор не могут ее получить. Так как они не имеют регистрации по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном.

Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.

Отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств нашего проживания в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным просят:

- установить юридический факт постоянного проживания с февраля 2004 года по настоящее время Гребенникова В. Ф., .............. года рождения, Задорожней А. В., .............. года рождения, по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, дом .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка;

- признать пострадавшими Гребенникова В. Ф., .............. года рождения, Задорожнюю А. В., .............. года рождения, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных доящей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка;

- обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Гребенникова В. Ф., .............. года рождения, Задорожнюю А. В., .............. года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года;

- обратить решение к немедленному исполнению.

Определениями Минераловодского городского суда от 12 июля 2017 года, 28 июля 2017 года в качестве соответчика по данному делу привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно иска, – Правительство Ставропольского края, ГУ МЧС России по СК, ГУ МВД России по СК в лице Управления миграции.

В судебном заседании истец Гребенников В.Ф., что у него в собственности есть 1/6 доля в праве общей собственности на квартиру в г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, д. .............., он там зарегистрирован, но проживает в с. Левокумка, ул. Мостовая, д. 27, в квартире проживает его брат с семьей, поэтому, он ушел жить в дом к матери на Левокумку, который она ему подарила, являюсь собственником дома и земельного участка. В квартире проживал с 2003 – 2004 года, имущества его там нет. В материалах дела имеется справка сельского совета о том, что он не проживает по месту регистрации. Перерегистрироваться не хватало времени в связи с занятостью на работе. С Задорожней А.В. у них совместное имущество, но в браке они не состоят. Воды в доме было по уровень навесных шкафов, пострадало все имущество, больше, чем указано в акте. Платят налоги на дом и землю, дом был саманный, с кухней стояли на небольшом расстоянии. В связи с изложенным, просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Задорожняя А.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснила, что зарегистрирована в доме своего отца, своего жилья нет, проживают с Гребенниковым В.Ф. в гражданском браке 13 лет, так как она еще не развелась, Гребенников В.Ф. в разводе. Документов никаких не осталось в подтверждение факта совместного приобретения имущества. В результате наводнения пострадало все имущество: кухонная мебель, уголок кухонный, шкафы, тумбочки, кресла, ковры, паласы, котел навесной, остался только один диван, воды в доме было по пояс. В 2002 году дом также попал в зону затопления, развалился осталась только кухня, которую они перевели в жилое помещение, имеются свидетельства о праве собственности, в которых указано, что дом жилой. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истцов Сахно Е.В. в судебном заседании поддержала требования истцов, пояснила, что в 2002 году дом попал в зону затопления, собственником на тот момент была мать Гребенникова В.Ф. Дом рухнул, на его месте построили новый дом, который был сдан в эксплуатацию в упрощенном порядке в 2013 году как жилой, у истца есть свидетельство о праве собственности на жилой дом, которое никем не оспорено. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт постоянного проживания истцов по адресу: с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............. - медицинские карты Левокумской амбулатории, документы на оформление кредита, квитанции об оплате коммунальных услуг, квитанции о доставке бытовой техники, меняли крышу, окна, отопление. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубинина Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований в части установления факта проживания, считает, что представленные истцами документы подтверждают данный факт в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Минераловодского городского Митрополова О.В. также не возражала против удовлетворения требований истцов в части установления факта проживания, считает, что документы, представленные истцами, подтверждают данный факт в полном объеме.

Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, от представителя третьего лица – ГУ МЧС России по Ставропольскому краю поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, возражений по заявленным исковым требования не имеют, в связи с чем, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Из письменного отзыва представителя третьего лица – Правительства Ставропольского края следует, что истец не зарегистрирован по месту жительства по адресу: с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............. следовательно, данный дом не является ее местом постоянного проживания. Как следует из информационного письма Ставропольского краевого суда № 8-196 от 27.06.2017г. факт постоянного проживании должен подтверждаться справками сельсовета, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения, налоговой инспекции, показаниями свидетелей. Таким образом, необходимо документально подтверждать постоянное проживание в определенном месте.

Кроме того, отказ администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края во включении истца в список граждан для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества не оспаривается, соответственно, решение, принятое органом местного самоуправления, является законным и обоснованным. Исходя из изложенного, удовлетворение требования об обязании администрации Минераловодского городского округа включить истца в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи выходит за рамки судебной юрисдикции.

На основании изложенного, просят суд учесть изложенную позицию при рассмотрении данного искового заявления, доводы истца считать необоснованными, в удовлетворении данных исковых требований отказать.

В судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что она соседка истцов, живет в ............... Они проживают в данном доме с сентября 2004 года. В результате наводнения их дом пострадал, дом был саманный, завалился.

Свидетель Вишня К.Э. в судебном заседании пояснила, что она соседка истцов, проживает в доме № .............. по ул. Мостовой с. Левокумка, живет с 2007 года. Знает, что в результате наводнения у истцов пострадали диван, холодильник, мебель, бытовая техника.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.

Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, что собственником дома по ул. Мостовая, д. .............. с. Левокумка Минераловодского городского округа является истец Гребенников В.Ф.

Согласно сообщению ГУ МВД России по СК истец Гребенников В.Ф. в настоящее время значится зарегистрированным по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, д. .............. с .............., Задорожняя А.В. значится зарегистрированной по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с. Янкуль, ул. Матросова, д. .............. с .............. по настоящее время, согласно проведенной проверке и рапорту участкового Сердюкова Ю.Н. истцы Гребенников В.Ф. и Задорожняя А.В. проживают с 2003 года по адресу: с. Левокумка, ул. Мостовая, д. ...............

Собственником данного жилого дома с земельным участком, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права является Гребенников В.Ф. на основании договора дарения недвижимости от 21.09.2010 года.

В соответствии со справкой Администрации муниципального образования Янкульского сельсовета Андроповского района Задорожняя А.В. по месту регистрации не проживает с 2004 год.

Согласно предоставленной медицинской карте, выданной ГБУЗ СК «Минераловодская РБ» истец Задорожняя А.В. проживает по адресу: с. Левокумка, ул. Мостовая, д. ..............; истец Гребенников В.Ф. обращался за медициснкой помощью в Левокумскую врачебную амбулаторию в периоды с 2013 года.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, объяснениями истца в судебном заседании и никем не оспариваются.

Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания истцов в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Гребенникова В.Ф. и Задорожней А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. 27, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей с 24 по 26 мая 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории с. Левокумка по настоящее время.

В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реках Кума и Джемуха на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 года № 1216 с 10.00 часов 24 мая 2017 года введен режим «Чрезвычайной ситуации». Домовладение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............., находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).

Законом Ставропольского края от 28.05.2015 г. № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа.

Жилое помещение в с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............. включен в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.07.2017г. № 1867.

В подтверждение факта утраты гражданином имущества истцом представлен Акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль в период 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, которым было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. ............... В данном акте указан собственник – Гребенников В. Ф..

02.06.2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Согласно Порядка выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденного приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95, единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края.

Доводы о том, что у истцов не доказана уважительность причины отсутствия регистрации по вышеуказанному адресу, поэтому, невозможно установить факт проживания, а, соответственно, не подлежат удовлетворению и другие требования, суд считает несостоятельными.

Положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать фактическое проживание гражданина в жилом помещении на основании иных доказательств, кроме как на документах о его регистрации в установленном законом порядке.

Эти обстоятельства установлены судом на основании надлежащих допустимых и относимых доказательств, которые никем не оспариваются.

При разрешении заявленного спора суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 1, 7, 18, 19).

Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно главе 2 Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.

Правовое значение при разрешении настоящего спора имеет установление факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости, от чего зависит размер финансовой помощи.

Истец просит включить его в список граждан, нуждающихся в оказании, как единовременной помощи, так и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества в результате наводнения.

Вместе с тем, из Акта обследования имущества следует, что в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края 24 мая 2017 года по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............. комиссией установлен следующий перечень пострадавшего имущества: диван 3 шт., холодильник, шкаф для одежды 2 шт., кресло 2 шт., стол, с указанием полной степени повреждения имущества.

Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истцов на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абз. 7), а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).

При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием истцам Гребенникову В.Ф. и Задорожней А.В. для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.

Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от 22.03.2017 по делу N 56-АПГ17-1В.

Постоянное проживание истцов Гребенникова В.Ф. и Задорожней А.В. в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............. подтверждено: актом о проживании, составленным и подписанным соседями, справками медицинского учреждения, квитанциями об оплате коммунальных услуг, квитанциями о доставке техники, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей и другими доказательствами.

Проанализировав применительно к приведенным правовым нормам исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 24 по .............. на территории Минераловодского городского округа, Гребенников В.Ф. и Задорожняя А.В. действительно постоянно проживали в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. ...............

Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания истцов Гребенникова В.Ф. и Задорожней А.В. в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Гребенникова В.Ф. и Задорожней А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, д. .............., требования о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Статьёй 12 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из смысла вышеприведенных норм Конституции и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.

Поскольку решение вопроса о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Истцом заявлено так же об обращении решения к немедленному исполнению. В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В данном случае истцом не представлено доказательств наличия особых обстоятельств, при которых замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гребенникова В. Ф., Задорожней А. В. к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить частично.

Установить юридический факт постоянного проживания с февраля 2004 года по настоящее время Гребенникова В. Ф., .............. года рождения, Задорожней А. В., .............. года рождения, по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. Мостовая, дом .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка.

Признать пострадавшими Гребенникова В. Ф., .............. года рождения, Задорожнюю А. В., .............. года рождения, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных доящей и наводнения на территории Минераловодского района с. Левокумка.

В удовлетворении требований Гребенникова В. Ф. и Задорожней А. В. об обращении решения суда к немедленному исполнению - отказать.

В удовлетворении требований обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Гребенникова В. Ф., .............. года рождения, Задорожнюю А. В., .............. года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка в мае 2017 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено 03 сентября 2017 года.

Судья

2-1717/2017 ~ М-1459/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гребенников Виктор Федорович
Задорожняя Антонина Владимировна
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Министерство труда и социальной защиты населения СК
Другие
Правительство Ставропольского края
ГУ МЧС России по СК
ГУ МВД России по СК
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Белозёр Олег Михайлович
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
23.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2017Передача материалов судье
27.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2017Подготовка дела (собеседование)
28.07.2017Подготовка дела (собеседование)
28.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2017Судебное заседание
22.08.2017Судебное заседание
29.08.2017Судебное заседание
03.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2017Дело оформлено
05.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее