Дело № 2- 3495/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ефремовой М.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО3,
представителем истца ФИО3 по письменному заявлению ФИО5,
представителя ответчика ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить период службы в составе Вооруженных сил ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж из расчёта один день военный службы за два дня работы; обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивирует тем, что решением об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> отказало ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Причина отказа- отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работы не менее 25 лет. Истец считает такой отказ незаконным,поскольку ответчик исключил период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что на период прохождения им службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность такой деятельности в стаж работы.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что до службы в армии не осуществлял педагогическую деятельность. В 1994 года принят мастером производственного обучения в профессиональный лицей № и проработал до февраля 2018 года. Педагогическое образование получено в 2000 году. Трудовую деятельность начал в 1988 году водителем на железобетонном заводе.
Представитель истца ФИО3 по устному ходатайству ФИО5 исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что действующее законодательство не содержит требований о наличии педагогического образования для включения в специальный стаж.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковое заявление не признала, просила отказать. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которого, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также на день отмены Постановления № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», то есть на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж ФИО3 полностью отсутствует. Таким образом, отсутствуют основания для включения периода службы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии.
Суд, заслушав стороны по делу, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требования отказать в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действующего на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Судом установлено, что истец ФИО3обратился в ГУ - УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела следует, что решением ГУ - УПФ РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа (25 лет).
При этом в специальный стаж ФИО3 не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Советской Армии – не предусмотрена списками профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № период службы в советской армии не может быть засчитан как педагогическая деятельность, так как в период действия данного положения не имеется педагогического стажа. Трудовая деятельность на период данного постановления на связана с педагогической деятельностью.
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления ФИО1 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений ФИО2 по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от ДД.ММ.ГГГГ N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО1.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил ФИО1, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до ДД.ММ.ГГГГ в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности имело место в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – мастер производственного обучения в Стерлитамакском ВПУ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – мастер в должности производственного обучения в Стерлитамакском межотраслевом колледже.
Таким образом, в период осуществления трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год действовали постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж ФИО3 отсутствует.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО3 о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить пенсию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить пенсию– отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: М.В. Ефремова
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ