Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2878/2021 ~ М-1999/2021 от 22.03.2021

2-2878/2021

10RS0011-01-2021-005633-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Гарлоевой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова М.М. к Администрации Петрозаводского городского округа, Правительству Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Иск заявлен по следующим основаниям. Истец Логинов М.М. является <данные изъяты>, <данные изъяты>. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истца признали малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с учетом права на внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительную жилую площадь, учетный номер общей площади № . Истец проживает в комнате, расположенной в коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Заболевание, которым страдает истец, входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н, а также в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 №987н, следовательно, истец имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством не менее чем 15 кв.м общей площади дополнительно, но не менее отдельной комнаты. Однако, до настоящего момента жилье Администрация Петрозаводского городского круга истцу не предоставила, ссылаясь на то, что в настоящее время муниципальный благоустроенный жилищный фонд освобождается крайне редко, а строительство многоквартирных домов для предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, не ведется по причине ограниченности бюджета Петрозаводского городского округа. Истец полагает, что его право на получение жилого помещения во внеочередном порядке предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение Логинову М.М. отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте г. Петрозаводска и дополнительную жилую площадь с учетом его права.

Определением суда от 14.04.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Истец Логинов М.М. и его представитель Коваленко О.А., действующая на основании п. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Указали, что просят указать в решении суда на обязанность истца передать в собственность Администрации Петрозаводского городского округа жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании 14.04.2021 представитель Администрации Петрозаводского городского округа возражал против заявленных исковых требований, по основаниям указанным в отзыве. Указал, что из комплексного толкования норм действующего законодательства в части обеспечения жильем граждан относящихся к категории граждан - инвалидов следует, что их обеспечение является обязанностью органов государственной власти субъектов РФ. На основании вышеизложенного, Администрация Петрозаводского городского округа считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу. В отзыве также указано, что ч. 7 ст. 57 ЖК РФ установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Логинову М.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» в г. Петрозаводске установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено с превышением указанной нормы, но более чем в два раза, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру. Исходя из просительной части иска с учетом установленной нормы предоставлю площади жилого помещения, истец просит предоставить суммарно 30 кв.м (15 кв.м + 15 кв.м), однако не учитывает площадь жилого помещения, находящегося в его собственности. При учете имеющейся жилой площади и права истца, страдающего соответствующим заболеванием, полагает необходимо исчислять площадь возможную к предоставлению следующим образом: 15 кв.м + 15 кв.м - 11,8 кв.м = 18,2 кв.м - площадь, на которую при предоставлении жилого помещения может рассчитывать истец в случае учета площади жилого помещения, находящегося в его собственности. Однако, в случае передачи находящегося в собственности Логинова М.М. помещения органу местного самоуправления, площадь жилого помещения, которое может быть предоставлено истцу по договору социального найма, будет исчисляться с превышением учетной нормы предоставления площади жилого помещения, но не более чем в два раза (15 кв.м + 15 кв.м). На основании вышеизложенного, в случае удовлетворения судом исковых требований истца, Администрация просит указать в решении на обязанность одновременной передачи в собственность Петрозаводского городского округа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Логинова М.М.

Представитель Правительства Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв на иск, в котором указано, что реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договора социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Представитель Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать без его участия. Представил отзыв на иск, в котором указал, что реализация прав граждан, в том числе инвалидов на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н утвержден Перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

В судебном заседании установлено, что Логинов М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец Логинов М.М. <данные изъяты>, входящим в Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской федерации от 30.11.2012 № 991н, и входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской федерации от 29.11.2012 № 987н.

Истец Логинов М.М. зарегистрирован и проживает в комнате общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: г<адрес>

Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от № от ДД.ММ.ГГГГ Логинов М.М. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с учетом права на внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительную жилую площадь.

Согласно извещению Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ учетный номер общей очереди истца –

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с ч. 1 ст. 50 и ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

Частью 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подвергнув анализу приведенное законодательство, принимая во внимание, что истец признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с учетом установленного истцу диагноза, суд полагает, что истец имеет право на получение во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Петрозаводска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г.Петрозаводска, общей площадью не менее установленной законом нормы, с учетом права Логинова М.М. на дополнительную жилую площадь.

Согласно п. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Данная норма касается только состоящих на жилищном учете собственников жилых помещений, поскольку предоставление такому очереднику жилого помещения в порядке очереди не может являться основанием для прекращения его вещного права в отношении других помещений. Тем не менее, такой очередник может получить в порядке улучшения жилищных условий жилое помещения большего размера, если произведет отчуждение находящегося в его собственности помещения в пользу органа местного самоуправления.

Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 №XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» в г. Петрозаводске норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>

На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежит обязать Логинова М.М. передать в собственность Петрозаводского городского округа жилое помещение площадью <данные изъяты>8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> находящееся у него в собственности.

Доводы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, суд не принимает по следующим основаниям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда.

Между тем Логинов М.М. к такой категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, законом не отнесен.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ст. 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Администрация Петрозаводского городского округа является надлежащим ответчиком по делу, в иске к Правительству Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Логинову М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям г.Петрозаводска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Петрозаводска, общей площадью не менее установленной законом нормы, с учетом права Логинова М.М. на дополнительную жилую площадь.

Обязать Логинова М.М. передать в собственность Петрозаводского городского округа жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> находящееся собственности Логинова М.М..

В иске к Правительству Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 21 июня 2021 года.

2-2878/2021 ~ М-1999/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Логинов Михаил Михайлович
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Карелия
администрация Петрозаводского городского округа
Правительство Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Зарипова Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.04.2021Предварительное судебное заседание
04.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021Дело оформлено
04.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее