Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-398/2018 ~ М-215/2018 от 19.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 13 марта 2018 года

Кочубеевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Щербакова С.А.,

с участием:

истца Чумакова А.В.,

представителя истца Чумакова А.В. – адвоката Чаблина Г.С., представившего удостоверение и ордер № С 065129 от ДД.ММ.ГГГГ адвокатской конторы № <адрес>,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> Дерепаско Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Кравченко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Чумакова А.В. к администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> о признании пострадавшим в результате ЧС, об обязании включить в список на получение единовременной материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Чумаков А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> о признании пострадавшим в результате ЧС, об обязании включить в список на получение единовременной материальной помощи.

В обоснование требований в иске указал, что он является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается прилагаемой копией свидетельства о государственной регистрации права на указанную недвижимость.

Он зарегистрирован и постоянно проживает в вышеуказанном доме.

В конце мая 2017 года на территории <адрес> из-за обильных осадков случилось подтопление и постановлением АКМР СК от ДД.ММ.ГГГГ был введен режим чрезвычайной ситуации.

В результате ливневых дождей и подтопления была повреждена часть его имущества: был затоплен огород, уничтожена большая часть урожая.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением о включении его в списки на получение единовременной денежной выплаты как пострадавший в результате ЧС в администрацию МО Ивановский сельсовет.

Администрацией МО Ивановского сельсовета была создана комиссия, которая занималась обследованием частных домовладений и приусадебных земельных участков, пострадавших в результате ЧС, в том числе, и их. Приходили специалисты, обследовали их домовладение и земельный участок и по итогам обследования составили акт, в котором указали, что «приусадебный земельный участок не подтоплен».

Письмом администрации МО Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что ему отказано во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией 24-ДД.ММ.ГГГГ в связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ режима ЧС на территории <адрес> и окончанием составления списков.

Он не согласен с данным решением администрации, полагает, что его права ответчиком были нарушены.

У него на приусадебном земельном участке имеется огород, который он каждый год (в том числе и в этом году) засаживал и собирал с него урожай, это его подспорье и один из основных источников пропитания, без которого ему было бы очень тяжело.

Во время подтопления на приусадебном участке долго стояла вода и в итоге погиб весь урожай картофеля, огурцов, помидоров, лука, клубники, малины.

Указанное подтверждается справкой администрации МО Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о том, что приусадебный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> оказался в зоне подтопления.

Он пострадал в результате ЧС, поскольку был затоплен приусадебный земельный участок, огород, он утратил большую часть урожая овощей и фруктов.

Таким образом, он в период подтопления проживал в зоне затопления и его имуществу причинен ущерб, однако, список граждан был составлен органом местного самоуправления поверхностно, что повлекло нарушение его прав на получение финансовой помощи от государства.

Его имущество пострадало от подтопления, что свидетельствует об отнесении его к категории граждан, пострадавших от ЧС природного характера и в силу вышеуказанного это дает ему право на получение единовременной материальной помощи.

Таким образом, как пострадавший в результате чрезвычайного происшествия природного характера и в соответствии с законодательством РФ и <адрес> он имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека.

Полагает, что действиями ответчика были нарушены его права и решить вопрос иначе, кроме как в судебном порядке не представляется возможным.

На основании изложенного, просит суд признать его, Чумакова А.В., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета, <адрес> включить его, Чумакова А.В., в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией — подтоплением, вызванным ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также за счёт средств резервного фонда <адрес> в соответствии с требованиями, установленными <адрес> для выделения указанных средств.

Истец Чумаков А.В. в судебном заседании поддержал требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца Чумакова А.В. - адвокат Чаблин Г.С. в судебном заседании поддержал требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МО Ивановского сельсовета в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда. Пояснила, что дом и земельный участок истца действительно находились в зоне подтопления. Полагает, что в акте обследования адреса истца указано, что земельный участок не подтоплен по той причине, что само обследование проводилось спустя месяц после возникновения ЧС и возможно все последствия затопления уже были просто не видны. Подтвердила, что собственники соседних с истцом земельных участков получили компенсацию, так как обследование их домовладений и земельных участков проводилось по их заявлениям сразу через несколько дней после наводнения.

В судебное заседание третье лицо - представитель министерства труда и социальной защиты населения <адрес> не явился, направил в суд заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо – представитель администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился. В своём заявлении просил рассмотреть дело в соответствии с положениями действующего законодательства РФ на основании материалов дела, в отсутствие представителя.

Третьи лица – представитель главного управления МЧС России по СК и представитель главного управления МВД России по СК в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были надлежащим образом извещены. О причине своей неявки суд не известили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Истец, представитель истца и представитель ответчика не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

На основании ст.167 ГПК РФ и представленных ходатайств, дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц - министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, администрации Кочубеевского муниципального района <адрес>, главного управления МЧС России по СК и главного управления МВД России по СК.

Выслушав истца Чумакова А.В., представителя истца Чумакова А.В. – Чаблина Г.С., представителя ответчика - администрации МО Ивановского сельсовета <адрес>, допросив свидетелей, изучив материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришёл к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7 часть, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей72 КонституцииРоссийской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1).

В развитие указанных Конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно преамбуле данного федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей1федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Кочубеевского муниципального района <адрес>», в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок в период времени с ДД.ММ.ГГГГ был введён режим чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 1 статьи18федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи18Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи11Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона -кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации указанного выше краевого Закона на территории <адрес> разработан и утверждён приказом министерства социального развития и занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, а также членам семьи (супруге/супругу, детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в <адрес>».

Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счёт средств резервного фонда <адрес> в соответствии с требованиями, установленными <адрес> для выделения указанных средств.

При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Таким образом, из системного толкования указанных выше нормативных предписаний следует, что, во-первых, законодатель разводит такие понятия как единовременная материальная помощь ограничивая ее размер 10000 рублей и финансовая, вызванная утратой имущества первой необходимости ограничивая ее размер 50000 рублей - за частичную утрату имущества и 100000 рублей за полную утрату такого имущества, а во-вторых, вводит необходимое условие для осуществления таких выплат - постоянное проживание в жилом помещении пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и наличие в данном жилом помещении регистрации.

Причём для получения единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, достаточно только проживания в жилом помещении и наличия по этому адресу регистрации.

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания, истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данный факт никем не оспаривался.

Согласно свидетельству о государственной регистрации прав, собственником жилого помещения и земельного участка по адресу: <адрес> – является истец Чумаков А.В.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Чумаков А.В. обратился в администрацию МО Ивановского сельсовета с заявлением о включении его в списки лиц на оказание единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.

Из акта администрации МО Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «приусадебный земельный участок и хозяйственные, расположенные по адресу: <адрес> не подтоплены».

Из письма администрации МО Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу отказано во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией 24-ДД.ММ.ГГГГ в связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ режима ЧС на территории <адрес> и окончанием составления списков.

В тоже время из справки администрации МО Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «приусадебный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> оказался в зоне подтопления».

Таким образом, судом установлено, что истец Чумаков А.В. постоянно проживал по месту жительства по адресу: РФ, <адрес>, до и на момент чрезвычайной ситуации по вышеуказанному адресу, он пострадал в результате ЧС, поскольку утратил весь урожай огорода, что в том числе, подтверждается и показаниями свидетелей ФИО2 и ФИО1, допрошенных в судебном заседании.

Суд полагает, что отказ администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства и не может являться достаточным основанием для ограничения его права на получение государственной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.

Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

При этом, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье55(часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ ).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о полном удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями194-199ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Чумакова А.В. к администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> о признании пострадавшим в результате ЧС, об обязании включить в список на получение единовременной материальной помощи - удовлетворить.

Признать Чумакова А.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета, <адрес> включить Чумакова А.В., в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией — подтоплением, вызванным ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также за счёт средств резервного фонда <адрес> в соответствии с требованиями, установленными <адрес> для выделения указанных средств.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут.

Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков

2-398/2018 ~ М-215/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чумаков Александр Владимирович
Ответчики
администрация МО Ивановский сельсовет
Другие
Администрация Кочубеевского муниципального района СК
ГУ МВД России по СК в лице Управления по вопросам миграции
ГУ МЧС России по Ставропольскому краю
Министерство труда и социальной защиты Ставропольского края
Суд
Кочубеевский районный суд Ставропольского края
Судья
Щербаков Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
kochubeevsky--stv.sudrf.ru
19.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2018Передача материалов судье
19.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018Подготовка дела (собеседование)
02.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2018Дело оформлено
17.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее